К сожалению, сегодня состояние водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) вызывает большое опасение, особенно по отношению к обеспечению экологического благополучия и безопасности наших граждан. Износ инфраструктуры достиг 70 процентов, до нормативного качества очищается менее 4 процентов всего стока, поступающего на очистные сооружения, темпы "старения" сетей идут быстрее плановой замены, доля отраслевых предприятий с отрицательной рентабельностью в 2014 году составила почти 83 процента, чистый убыток водоканалов за прошедший год составил 20,4 миллиарда рублей.
Такое состояние отрасли в первую очередь связано с тарифной политикой. Сравните сами: стоимость очистки 1 литра загрязненной воды оценено государством менее 2 копеек, при этом за последние три года тариф на водоотведение поднялся всего на 2,9 процента. Во-вторых, в 2014 году государство выделило на модернизацию коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения 2,2 миллиарда рублей при первоочередных потребностях в кардинальном ремонте более чем на 3 триллиона. В-третьих, нормативы допустимых сбросов в РФ настолько жестки, что достичь их не представляется возможным, а многомиллионные штрафы не столько стимулируют предприятия водопроводно-канализационного комплекса к внедрению лучших технологий, сколько приводят к банкротству. И, наконец, промышленность по-прежнему снимает с себя какую-либо ответственность за сбросы специфических загрязнений, которые не только губят водные объекты, но и наносят ущерб сетям и очистным сооружениям. Ведь последние просто не рассчитаны на прием и обработку промышленного стока.
В итоге в связи с высокой недофинансированностью водоканалы сегодня не выполняют в полном объеме работу по защите водных объектов. Для решения этой задачи необходимо формирование автономного, независимого от госбюджета источника поддержки природоохранной деятельности, которую осуществляют предприятия водоснабжения и водоотведения. Одним из дополнительных источников финансирования развития и модернизации систем очистки сточных вод предприятий ВКХ может стать возврат к практике экологических фондов.
Напомним, в России платность природопользования была введена в 1991 году Федеральным законом "Об охране окружающей природной среды". В соответствии с ним была создана система государственных внебюджетных экологических фондов, в которую входили федеральный, областные и местные экофонды. Их наполнение на 70 процентов состояло из платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды. И с ростом платежной дисциплины к 1995 году экологический фонд аккумулировал средства в размере 921,5 миллиарда рублей.
Экологические фонды России обеспечивали контроль за целевым расходованием средств, за своевременностью их поступления в бюджет, а также способствовали развитию механизмов финансирования природоохранной деятельности, таких как выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе; вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения. А также долевое участие в финансировании экологических проектов, стимулирующее вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов предприятий. Кроме того, экологические фонды занимались выдачей гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранной деятельности.
Сегодня же, с упразднением экологических фондов субъекты РФ не всегда в состоянии осуществлять целевое расходование собираемых платежей и выделение из бюджета средств для защиты окружающей среды. Сегодня в большинстве регионов собираемость экологических средств снизилась, расходуется на цели, не связанные с природоохранной деятельностью (например, выплата заработной платы служащим бюджетных организаций, пенсий и др.).
Уверены, что возрождение Федерального экологического фонда РФ позволит скоординировать работу экологических фондов разных уровней, обеспечить выделение средств на реализацию природоохранных программ и проектов федерального, межрегионального, регионального и даже местного значения для предотвращения загрязнения окружающей среды, оказание срочной адресной помощи дотационным регионам, в которых имеются зоны экологического бедствия.
Возрождение института экологических фондов поддержит введение и использование принципа "загрязнитель платит". Средства, аккумулируемые экологическими фондами, будут необходимы долгое время, поскольку политика государства в настоящее время направлена на достижение значительных изменений не только в экономической, но и в экологической области. Эффективность деятельности экологических фондов будет зависеть не только от финансовых ресурсов, но и от усилий по организационному укреплению, развитию политических реформ и последовательности в области обеспечения выполнения природоохранных требований.
Сегодня всеми заинтересованными ведомствами обсуждается возможность возрождения целевых внебюджетных экологических фондов, который учтет все ошибки и недостатки предыдущих лет.