Каких бизнесменов на три года оградят от проверок

На три года малый бизнес хотят освободить от плановых проверок. Правда, с оговорками.

Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, который предусматривает такие каникулы с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года.

Контроль бизнеса должен стать публичным, избирательным и ограниченным, заявил Владимир Путин в декабре прошлого года в Послании Федеральному Собранию. И предложил ввести "надзорные каникулы": если предприятие имеет надежную репутацию и на него нет существенных нареканий, то в следующую трехлетку плановых проверок в отношении него проводить не будут.

Теперь эта идея обретает законодательную форму. В Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" вносятся необходимые поправки. Они касаются юридических лиц малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Но не всех.

При проверках компании должны будут доказать свой статус с помощью Реестра малых и средних предриятий. Но его пока нет

Исключением станут предприятия, которые эксплуатируют опасные объекты, гидротехнические сооружения I и II класса опасности и другие, от чьей деятельности зависит безопасность жизни и здоровья россиян. "Надзорные каникулы" также не распространяются на фирмы и организации, ранее уличенные в нарушении российского законодательства, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По словам руководителя центра экспертизы и аналитики Общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Ивана Ефременкова, о законодательном введении моратория на плановые проверки предприниматели хлопочут давно. Однако при рассмотрении законопроекта в Думе необходимо будет учесть ряд возможных правовых коллизий, которые возникнут при применении закона. Малые и средние компании при проверке должны будут подтвердить свой статус .

Однако пока в России не будет создан Реестр малых и средних компаний, доказывать это придется каждый раз в индивидуальном порядке. Как? Большой вопрос. В частности, предоставлять контролерам налоговую отчетность о денежном обороте - для таких компаний критерии оборота установлены от 60 до 400 миллионов рублей в год, о количестве работников, которых не должно быть более 100 человек на одну малую компанию. Закон должен вступить в силу с 2016 года. До этого времени Реестр должен быть готов. Федеральная налоговая служба находится в процессе создания технической базы, требующей дальнейшей межведомственной координации для оперативного получения, изменения или пополнения данных Реестра. Это непростой процесс, опасаются в "ОПОРЕ". Кроме того, из законопроекта пока не ясно, вправе ли осуществлять плановые проверки все подряд контролирующие органы, если, к примеру, за три года нарушение обнаружило одно "профильное" надзорное ведомство. Впрочем, в пользу малых и средних компаний могут стать данные Генпрокуратуры. Уже более пяти лет она ведет сводный план проверок, и их результаты (акты проверок) предпринимателям также надо использовать в качестве доказательств безупречной работы при общении с контролирующими органами.

Что касается внеплановых проверок, то мораторий от них не спасает. Контролеры их вправе проводить по любым жалобам, без оглядки на реальных пострадавших. Но жалобы, как показывает практика, часто сочиняют и конкуренты, говорят в " ОПОРЕ".