15.06.2015 02:55
Поделиться

Александр Сокуров: Новая кинематографическая порода пока не выведена

Вчера завершилось "Зеркало" - 9-й кинофестиваль имени Андрея Тарковского. К моменту подписания номера победители еще не были названы. Общие итоги фестиваля авторского кино мы обсуждаем с членом его жюри и самым очевидным мастером кинофестиваля, режиссером Александром Сокуровым.

Александр Николаевич, что самое главное происходит на таких фестивалях?

Александр Сокуров: Самое главное, что здесь происходит - люди чувствуют внимание к себе. Мы всегда недооцениваем важность внимания к жизни человека и сам труд внимания. Когда меня спрашивают, что я испытываю, получив Государственную премию, я отвечаю, что благодарен за внимание. И здесь, на фестивале, я везде вижу признаки труда внимания и понимания. Нравится картина или не нравится, это не так важно, труд понимания важнее. Для режиссера это вообще самое главное.

Куда движется кино в русле Тарковского?

Александр Сокуров: Вообще кино, которое движется в русле Тарковского, на самом деле безобразие. Такого не должно быть. Каждый художественный автор должен осуществлять свою художественную идею. А все, кто рефлексируют по поводу Тарковского, только подтверждают, что у них нет собственных идей. И это самое неприятное, что может быть.

Хотя, конечно, у кино сложная природа. И следование другому художнику, великому художнику в какой-то мере возможно.

Сам Андрей Арсеньевич крайне внимательно, например, смотрел на то, что делал Александр Довженко. Довженко - родоначальник этой удивительной художественной природы кино. Никто не сделал для художественности мирового кино больше, чем он. И Андрей Тарковский и Ингмар Бергман иногда кажутся просто последователями этой великой фигуры.

С уходом поколения "больших людей" - Бергмана, Тарковского, Феллини, Висконти - ушла фундаментальная кинематографическая порода, а новая пока не выведена

У украинской культуры, не богатой на мирового уровня фигуры, как правило, называют Сковороду, Гоголя и Довженко.

Александр Сокуров: Я хоть и понимаю значительность национального акцента в художественности автора, но все же Довженко стоял НАД всем этим. Из какой почвы он вырос? Я думаю, что прежде всего из почвы своей гениальности. Его гениальность не национального порядка - выше.

Что сегодня ищет авторское кино - какое содержание, какие языки?

Александр Сокуров: Мне кажется, конкурсные фильмы 9-го кинофестиваля "Зеркало" эти искания не отражают. Это прежде всего индивидуальный подбор Андрея Плахова. Я бы выбрал другие фильмы, но я же не отборщик. По этой программе нельзя сказать, куда движется авторское кино, потому что многие фильмы программы имеют слабое отношение к авторскому кино. Но надо понимать всю сложность этого фестиваля. Его планка чрезвычайно высока. Она выше Московского кинофестиваля, Венецианского, Каннского. Требования здесь очень высоки, и собрать программу под эту "высоту" чрезвычайно сложно. Искать тут надо долго и по всему миру.

Но самое главное - надо смотреть, что делается в Интернете. Я активный сторонник розыска и обнаружения всего настоящего в Интернете. В русском Интернете можно обнаружить большое число блестящих авторов. И это даже не новое кино, а новая природа или порода визуальности. Не в кинематографических университетах, заметьте, это рождается, а именно в Интернете. Там сейчас "золотые рудники" авторского кино, там огромное число индивидуальностей, интересных людей. Ну а вообще серьезного, большого кино очень мало. С уходом поколения "больших людей" - Бергмана, Тарковского, Феллини, Висконти - ушла грандиозная, фундаментальная кинематографическая порода, а новая пока не выведена.

Из чего рождается автор?

Александр Сокуров: Из личности. Из особенностей ее развития. Личности должно быть больше, чем мастерства.

Как возникает язык кино, рождаются образы вроде падения Фауста и Маргариты в темную воду озера?

Александр Сокуров: Когда ты очень глубоко вникаешь в сам материал и живешь в нем долго, когда это не оперативная, быстренько придуманная "фильма", а несколько десятилетий искомое содержание, то тогда являются вещи не случайные. Все, в чем есть хоть какая-то художественная тайна или художественная сверхсодержательность, начинает касаться тебя. Ты ВИДИШЬ дерево или страшно глубокое горное озеро и сразу понимаешь, что это такое для тебя. Что озеро - мгла, ад провала. Но это только если ты глубоко погружен в природу своего замысла, снимаешь не оперативно и по заказу, но сам все придумал и давно над этим работал, тгда образы появляются как бы сами по себе. Другое дело, что технически это очень трудно сделать. Для того, чтобы снять кадр, о котором вы говорите, нам потребовалось 6 водолазов и много специальной инженерной подготовки. А кадр на 40 секунд. Но тут уже начинается профессия. Придумать можно многое, а осуществить... Кино все-таки технически очень сложное дело.

А ветер в деревьях в "Одиноком голосе человека"?

Александр Сокуров: Ветер в деревьях - это ветер в деревьях, моя любовь к русской природе. Я просто страшно люблю деревья и птиц и стараюсь их замечать, видеть и навязывать их зрителям.

Здесь на фестивале показывали свои работы ваши студенты из Кабардино-Балкарии...

Александр Сокуров: Ну вы же представляете, что означает для молодых людей из этого региона России оказаться здесь, на Волге, среди своих ровесников и коллег постарше. Положение с культурой на Северном Кавказе я могу определить одним словом - беда. Они там брошены все. Ни приобщения к мировой культуре, ни развития культуры национальной. Руководители там никак в этом не помогают. Я их возил в Локарно, привез сюда. Я очень хочу спасти их, пока это в моих силах. Среди них есть способные и хорошо образованные и воспитанные. У нас был большой курс литературы, и вообще гуманитарная составляющая образования была у нас важнейшей. В начале сентября при поддержке министерства культуры мы начнем снимать большой полнометражный фильм по мотивам повести Искандера "Софичка", это будут делать Кантемир Балагов и Кира Коваленко, мы выиграли тендер, получили средства.

В кино очень важно вовремя протянуть человеку руку помощи. В литературе и музыке человек может и сам пробиться, а кино - дело дорогое и технически сложное. Нам в России нужно в год сто дебютов, и только тогда мы получим 4-5 крупных больших имен для национального кино. Дебют - это же проверка целостности, своеобразия, организационных способностей. Дебюты бывают и неудачными, но могут попасться сокровенные таланты.

Итоги
  • Гран-при вручен фильму китайского режиссера Мяояня Чжана "Райский уголок".
  • Приз за лучшую режиссуру достался режиссеру Вуку Ршумовичу за фильм "Ничей ребенок".
  • Приз "Специальное упоминание жюри" получила работа Тудора Джурджу "Почему я?".
  • Приз "За профессиональные достижения" - фильм "Суд" индийского режиссера Чайтанья Тамхане.
  • Приз зрительских симпатий также получил индийский фильм "Суд".
  • Специальный приз молодых критиков "Голос" получил фильм "Дама с собаками" арентинских режиссеров Лауры Ситарельи и Вероники Льюинас.
  • "Малое зеркало" Артдокфеста - фестиваля документальных фильмов - получил фильм Ханны Полок "Человек живет для лучшего" (Дания).
  • Приз "за глубокое мужество и раскрытие темы также получил фильм "Человек живет для лучшего".
  • "Большое зеркало" Артдокфеста получил фильм Марии Кравченко "На пороге страха" (Израиль).