Прочел и подумал (интеллигентно интерпретируя мои мысли): "Вот это да!" Важнейший документ. На самом деле, может быть, вообще самый главный, потому что от того, как и какими будут воспитываться наши дети, решающим образом зависит то, какой будет наша страна.
Но никаких обсуждений этого документа, особых споров мною замечено не было. Впрочем, оно и понятно: мы все больше как-то про политику любим да про экономику. Про медицину еще вдруг можем. А про воспитание - как-то не очень.
Когда великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци послал Наполеону свое виденье реформы образования, император поставил резолюцию: "Я букварями не занимаюсь". Вскоре случилось Бородино... Но это я так, к слову.
"Стратегия развития воспитания в РФ" - документ важнейший. Государство четко, ясно и внятно декларирует свои приоритеты в этой сфере.
Понятно, что в любой стране декларации государства всегда вызывают споры и несогласия. Это нормально. Я, например, не убежден, что, как следует из документа, есть какие-то отдельные методы воспитания граждан и отдельные - патриотов. На мой взгляд, хороший, образованный человек - всегда хороший гражданин и настоящий патриот.
Но дело не в этих деталях. Дело в том, что продекларировано несколько важнейших принципов, и родители теперь вправе требовать от педагогов, чтобы эти принципы соблюдались.
Более всего меня порадовало, что государство ставит такую задачу: "создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности".
Кто-то заметит, что это не более чем декларация. Но так можно сказать о любом заявлении. А кроме того, с моей точки зрения, - это очень правильная декларация.
Государство настаивает на том, что, во-первых, ребенок - это личность, а во-вторых, эта личность должна быть счастлива и свободна.
На самом деле такой подход требует кардинального изменения отношения к школьникам. Недавно в одной престижной школе я читал лекцию и попросил поднять руки тех учащихся, которым никогда не говорили фразу: "Твое мнение никого не интересует". Не поднял руку ни один человек.
Государство требует, чтобы к детям относились как к свободным, счастливым личностям. Разве не от школы зависит, станут ли эти слова простой декларацией или руководством к действию? И кто, как не родители, должны следить за тем, исполняется эта декларация или нет.
В этой же стратегии записано, что одним из приоритетов государственной политики в области воспитания является "содействие укреплению семьи и защита приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами".
Важнейший вывод! Конкретный ответ всем тем, кто боялся излишнего вмешательства государства в воспитание детей. Государство заявляет: главные - родители.
К слову сказать, это и на нас, родителей, возлагает серьезную ответственность. Ведь, что греха таить, многим кажется, что, отдав ребенка в школу, папа и мама как бы снимают с себя ответственность за их воспитание и образование. Ничего подобного! Наша система школьного образования сегодня находится в таком состоянии, что, если родители не будут воспитывать и образовывать детей, они вырастут необразованными и невоспитанными.
Читаю в Стратегии такие слова: "Развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей". И радуюсь!
Наконец-то на государственном уровне продекларировано, что дети - разные, что у них "индивидуальные траектории развития личности".
Уже упомянутый мной Песталоцци еще в начале XIX века придумал свой "метод природосоответствия", утверждая, что в деле обучения надо идти не от представлений педагога о том, что надо ребенку, а от самого ребенка, от его потребностей. Строка в Стратегии задает верное направление.
И опять же, от нас зависит, станет ли оно просто декларацией или руководством к действию.
"Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях", - настаивает Стратегия.
И это уже серьезное обращение к властям на всех уровнях. И не только к властям.
Мы не заметили, как с телеэкранов исчезли дети и подростки. Нет таких героев на нашем телевидении. Многочисленные ток-шоу крайне редко посвящаются проблемам воспитания. Я предлагал нескольким продюсерам идею сериала о современной школе - ответ один: не актуально. Неинтересно. Или давайте чернуху (я ее не писал и не буду писать никогда), или не про школу.
Каким-то непостижимым для меня лично образом школа перестала находиться в центре общественного интереса. И опять же от нас, в том числе от людей пишущих и снимающих, зависит, изменится эта ситуация или нет.
Я бы сказал, что "Стратегия воспитания" - документ очень оптимистичный, нацеленный в завтра. И не только от государства, но от всех нас зависит, воплотится он в сегодня или так и останется хорошей декларацией.
Как там классик писал про колокол? Так вот он уже звонит.