Новости

16.06.2015 00:45
Рубрика: Экономика

Без дочки никуда

Законопроект о регулировании деятельности рейтинговых агентств в России может быть принят до конца весенней сессии Госдумы.

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять документ во втором чтении. Он устанавливает порядок аккредитации рейтинговых агентств при ЦБ, единые правила их деятельности, а также вводит понятия "кредитный рейтинг", "кредитоспособность", "национальная рейтинговая шкала", "рейтинговый аналитик" и другие.

В законопроекте установлен минимальный размер капитала рейтингового агентства - 50 млн руб. При этом методику оценки величины собственных средств будет определять сам регулятор. Выступая на "круглом столе" "Новации и регулирование российских рейтинговых агентств", заместитель директора департамента развития финансовых рынков ЦБ Виктория Степаненко отметила, что у регулятора "есть определенные опасения" входа на рынок организаций с низкой правовой и финансовой культурой, из-за которой они не смогут исполнять взятые на себя обязательства. Именно поэтому были установлены дополнительные барьеры на вход. "В том числе это связано с тем, что мы вводим кроссегментное регулирование некредитных финансовых организаций, базируясь на принципе пропорциональности", - добавила Степаненко.

Документ будет распространяться исключительно на кредитные рейтинги, то есть все, что касается рейтингов корпоративного управления, инвестиционной привлекательности и других, законопроект не регулирует. Для иностранных рейтинговых агентств предусмотрен переходный период в два года, в течение которых филиалы иностранных агентств смогут продолжать работать в России. Потом они должны будут либо создать дочерние структуры в виде российского юрлица, либо не смогут осуществлять рейтинговую деятельность. Российским агентствам на адаптацию отводится полтора года. "Возник вопрос, что делать эмитентам, банкам и многим другим в ситуации, когда им присвоен рейтинг по международной шкале и они выходят на размещение на иностранную площадку, - отметила Степаненко. - Иностранное рейтинговое агентство должно иметь возможность поддерживать присвоенный рейтинг, и мы предусмотрели механизм, при котором оно через свой филиал в России может продолжать это делать. Нанимать на работу аналитиков, которые могут продолжать общаться с объектами рейтингования, направлять необходимую информацию в головной офис, находящийся за пределами России". Однако без открытия "дочки" в России иностранные агентства не смогут присваивать рейтинги, используемые в регуляторных целях.

ЦБ осенью прошлого года начал проводить квалификационную оценку рейтинговых агентств, по словам Виктории Степаненко, чтобы понять, что собой представляет рейтинговый бизнес, есть ли существенные различия в подходах российских и иностранных агентств, и учесть всю эту практику и наработки в документе. Определенные расхождения были, и на их основании регулятор сформулировал рекомендации каждому из агентств. "Мы говорим именно о предложениях, потому что говорить о требованиях или претензиях в отсутствие законодательства мы не можем. Но учитывая, что мы видим, каким будет регулирование, мы можем порекомендовать руководствоваться отдельными принципами в работе", - добавила Степаненко. По ее словам, работая над документом, регулятор смотрел в первую очередь на опыт европейского регулирования. В том числе для того, чтобы в дальнейшем российские агентства смогли пройти процедуру признания в европейском регуляторе ESMA и работать за пределами России.

"За время прохождения квалификационной проверки агентства очень сильно изменились, многое было сделано, - рассказал гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. - В частности, внесены обновления в методики, начинается пересмотр ряда рейтингов, качественная работа проведена очень большая". Многие рейтинги были понижены, что хорошо с точки зрения качества работы агентств, но может не понравиться потребителям. Тем не менее агентства хотят соответствовать не только требованиям ЦБ, которые тот сформулирует на основе закона, но и получить аккредитацию в одном из западных регуляторов (в первую очередь ESMA). "Все мы так или иначе туда метим, и требования там достаточно жесткие, процедура аккредитации длительная. Она требует серьезного сосредоточения возможностей, интеллектуальных и профессиональных качеств", - добавил Четвериков.

Три четверти всех рейтингов кредитоспособности и благонадежности участников финансового рынка (в том числе непубличных компаний, которым рейтинг нужен, например, для получения займа в банке) приходятся сегодня на российские рейтинговые агентства. Есть сегменты рынка, где иностранные агентства практически отсутствуют, рассказал управляющий директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. Это, например, НПФы и страховые компании. "Это не мешает тем, кто пользуется услугами фондов и страховщиков, устанавливать требования к рейтингам российских агентств", - отметил он.

По мнению Самиева, в регулировании агентств необходимо учесть несколько аспектов. В частности, идеально было бы оценивать их работу с точки зрения матрицы дефолтов. По России ее сегодня составить сложно, потому что дефолтов очень мало. Тем не менее такую работу проводит как "Эксперт РА", так и регулятор. "В чем-то мы не совпадаем, чуть-чуть по-разному считаем, но из этих матриц уже можно делать какие-то выводы. Так, статистика за последние 10 лет показывает четкую зависимость уровня рейтинга и возникновения проблем с исполнением обязательств. Чем ниже рейтинг, тем выше вероятность дефолта", - рассказал Самиев. Важными являются также единые требования к раскрытию рейтинговыми агентствами информации, предоставлению рейтинговых отчетов. Сейчас этого в законопроекте нет, однако это нужно добавить.

Экономика Макроэкономика Законодательная власть Госдума