В перечень товаров, на которые будет действовать льготное налогообложение, вошли: товары для новорожденных, одежда для школьников и дошкольников, обувь, детская мебель, оборудование и изделия для школ, спортивный инвентарь, оборудование для детских игровых площадок, посуда, товары бытовой химии, парфюмерно-косметическая продукция, детские транспортные средства, обучающие программные продукты, канцелярия, игрушки и другие. Предложения по расширению перечня включили в себя не охваченные постановлением правительства РФ N908 товарные позиции.
"Во-первых, снижение НДС на более широкий спектр детских товаров позволит сделать их доступнее: потребитель сразу почувствует снижение стоимости. Во-вторых, принятие поправок позволит увеличить долю детских товаров российского производства на внутреннем рынке, в-третьих, подстегнет российских товаропроизводителей и будет стимулировать бизнес к новым инвестиционным проектам", - считает заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Он также подчеркнул, что расчетная сумма дохода в бюджет по НДС при ставке 18% в 2014 году по этим категориям детских товаров равна 13,6 млрд рублей. Она будет достигнута при снижении ставки НДС до 10% к 2020 году за счет увеличения темпа роста рынка. А доход бюджета по НДС от российских товаров достигнет уровня 2014 года к 2018 году.
Между тем рост рынка детских товаров в 2015 году замедлился, и цена стала решающим фактором при выборе родителей. По данным исследования GFK Group, из-за кризиса детские товары стали покупать меньше. Так, если продажи колясок выросли на 0,5% преимущественно за счет выбора потребителем универсальных моделей два в одном, то продажи автомобильных кресел рухнули на 20%, как и продажи стульчиков для кормления. Примечательно и то, что 73% россиян сначала ищут товар в Интернете, а потом покупают его в магазине, 44% смотрят в магазине, а потом покупают через интернет, чтобы сэкономить.
Эксперты считают, что показывающие последние годы наибольшие темпы роста сегменты рынка детских товаров - одежда и обувь - в ближайшие два года замедлятся. Многие дистрибьюторы сократят поставки детских товаров премиум-брендов, и их место могут занять товары российского производства. Вместе с этим будет расти импорт товаров из Китая. Например, по данным Ассоциации индустрии детских товаров и Китайской ассоциации игрушек, в прошлом году экспорт традиционных игрушек в Китае вырос на 1,7%. В категорию традиционных игрушек включены куклы, развивающие игрушки, пазлы, электропоезда и музыкальные игрушки.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев сомневается, что за счет более низких налогов можно будет повысить качество детской продукции в России и снизить цены: "Основной проблемой рынка детских товаров является отсутствие качественных и недорогих изделий. Если товар качественный, например хорошее детское автомобильное кресло, то произведено оно, как правило, в Италии, Германии, США и стоит в 2-4 раза дороже отечественного. Более низкая ставка налога может привлечь новых игроков на этот рынок, но для производства хороших товаров нужна господдержка, конкуренция и некая сформировавшаяся традиция производства. Скажем, полное освобождение производств детских товаров от налога на прибыль могло бы дать хороший толчок отрасли в целом. Цены в России обладают тем, что экономисты называют "эффектом храповика" - поднимаются, но когда ситуация улучшается, никогда не идут вниз. Снижение ставки НДС увеличит прибыль производителя, но для покупателя цена останется прежней".
Продавцы детской продукции, напротив, уверены, что нововведения положительно скажутся как на производителях, так и на покупателях. "Льготное налогообложение детских товаров позволит сократить непроизводственные затраты российских производителей товаров для детей, а, следовательно, снизить стоимость товаров на торговой полке. Это в свою очередь повысит их конкурентоспособность по сравнению с зарубежными аналогами, - считает начальник управления по связям с общественностью группы компаний "Детский мир" Надежда Киселева. - Одновременно такие изменения приведут к повышению инвестиционной привлекательности этого сектора экономики и развитию отечественного производства детских товаров. Крупные торговые сети - продавцы детских товаров, как никто другой заинтересованы в росте продаж отечественных производителей. В среднесрочной перспективе повышение доли продаж отечественных детских товаров приведет к увеличению доходов российского бюджета, созданию новых рабочих мест, повышению заработных плат в секторе".
По мнению Надежды Киселевой, снижение налога может привести как к росту количества производимых товаров, так и к расширению ассортимента: "Сегодня основная проблема на рынке детских товаров - устаревшие производственные технологии, требующие инвестиций, что особенно заметно, например, в категории "игрушки". Для качественного рывка необходимы меры поддержки государством российских производителей детских товаров, в частности, предоставление дополнительных налоговых льгот, льготных банковских кредитов, изменения в законодательстве".