Новости

16.06.2015 00:44
Рубрика: Экономика

С открытым окном

Артем Аветисян, председатель Всероссийского предпринимательского объединения "Клуб лидеров":

- На заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) Владимир Путин поддержал инициативу по созданию механизма "инвестиционного лифта", направленного на поддержку отечественных компаний, имеющих экспортный потенциал.

В качестве первых шагов на предстоящем Петербургском международном экономическом форуме планируется заключение трехстороннего соглашения между АСИ, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Национальным экспортным центром. Сразу после подписания АСИ совместно с партнерами и предпринимательскими объединениями начнет отбор первых, пилотных, проектов.

В декабре прошлого года Владимир Путин обозначил основные приоритеты и стратегический курс развития российской экономики. Одним из поручений президента стала разработка организационного и финансового механизма содействия ускоренному развитию средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал. Поддержка таких компаний всегда была одним из приоритетных направлений деятельности АСИ. Так, с 2012 года реализуется "дорожная карта" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", направленная на формирование стимулирующей экспорт институциональной среды, обеспечивающей конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке. В качестве целевых показателей здесь предусмотрен ежегодный рост числа компаний-экспортеров. В апреле 2015 года была утверждена новая редакция этой "дорожной карты". В нее включены меры по упрощению и ускорению фискальных и таможенных процедур, совершенствованию системы и развитию инфраструктуры финансовой и нефинансовой поддержки экспорта, а также упрощению процедур получения иностранных сертификатов на нашу продукцию.

В рамках реализации "дорожной карты" уже удалось достичь некоторых эффектов. Так, 11 апреля вступил в силу закон N 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 15.25 и 23.60 КоАП". Он, в частности, направлен на дифференциацию санкций и усиление административной ответственности за повторные нарушения порядка оформления и представления документов и информации в сфере валютного контроля. В предыдущей редакции кодекса не делалось различий между основаниями правонарушений в сфере валютных операций, что влекло высокие штрафы, достигающие для юрлиц 600 тыс. руб., вне зависимости от характера таких нарушений, возможных последствий и экономического ущерба.

Кроме того, были снижены требования к численности основного производственного персонала компаний, экспортирующих свою продукцию, с 50 до 20 человек. Это позволяет малому бизнесу, экспортирующему собственную продукцию, войти в перечень лиц, в отношении которых таможенными органами принимается решение об "определении степени выборочности применения мер по минимизации рисков". Помимо этого до 15 дней сокращен срок выдачи разрешительных документов, необходимых для подтверждения соблюдения требований законодательства об экспортном контроле при совершении таможенных процедур, в том числе при перемещении товаров и транспорта через российский участок таможенной границы ТС.

Кроме того, сейчас создается Национальный экспортный центр. Однако эта конструкция пока нацелена в основном на крупный бизнес. "Середнячкам" не хватает собственного, разработанного с учетом их потребностей, механизма, который бы помогал им наращивать экспортный потенциал.

В рамках разработки такого механизма - инвестлифта - мы совместно с партнерами провели анализ сложившейся ситуации в сфере экспорта, а также изучили ключевые потребности отечественных несырьевых компаний, ориентированных на экспорт. К аналитическим исследованиям мы также привлекали ведущих экспертов в области экспортно-импортных операций, финансистов, а также представителей компаний, работающих в реальном секторе экономики и уже реализующих свою продукцию за рубежом.

Результаты оказались неутешительны. Так, доля несырьевого экспорта в общем объеме товарного экспорта России существенно уступает соответствующим показателям не только стран-лидеров, но и многих развивающихся экономик, в частности стран БРИКС. По данным Всемирного банка, в России эта доля составляет всего 17% в общей структуре экспорта по сравнению, к примеру, с 36% в Бразилии, 62% в Индии, 94% в Китае, 83% в Германии и 62% в США. При этом около 2/3 несырьевого экспорта России - это продукция низкой степени переработки, в частности, нефтепродукты, удобрения и металлы.

При этом у нас много устойчивых средних компаний, которые работают в несырьевом секторе. Для многих из них ключевым фактором развития является выход на внешний рынок и реализация экспортного потенциала. Так, подавляющее большинство компаний (74%) заинтересованы в расширении экспортных поставок и выходе на новые рынки сбыта. При этом около 30% средних компаний из числа несырьевых экспортеров планируют создание новых производств, а 52% - расширение производства. По мнению бизнеса, наиболее перспективные международные рынки - это страны СНГ (90%), ЕС (48%), АТР и Ближний Восток (40%).

В рамках исследований мы пытались выяснить, чего в первую очередь не хватает начинающему экспортеру. Конечно, большинству не хватает финансирования в связи со слишком высокой стоимостью кредитных ресурсов. Кроме того, в качестве барьеров предприниматели выделяют необходимость дополнительной сертификации продукции и ее соответствия требованиям страны-импортера, сложности и длительные сроки возмещения НДС, а также другие административные преграды. Поэтому в рамках работы механизма инвестлифта мы будем снимать избыточные административные барьеры, а также окажем экспортерам содействие в предэкспортном финансировании. При этом денег из бюджета не потребуется, так как наши партнеры из РФПИ уже подтвердили выделение на первые пилотные проекты до 15 млрд руб.

Однако проблемы только этим не исчерпываются - зачастую проектам не хватает "упаковки", правильной подачи, что, как правило, ведет к неудачам в получении поддержки от различных институтов развития. С такими проектами мы часто сталкиваемся в рамках своей работы. За 3,5 года работы АСИ мы проанализировали свыше 800 проектов. К сожалению, многие из них к нам приходят "сырыми". На первом этапе реализации мы планируем заключить трехстороннее соглашение между АСИ, РФПИ и вновь создаваемым Национальным экспортным центром. В рамках соглашения будет описан жесткий регламент взаимодействия между участниками инвестлифта. Это позволит обеспечить быстрое прохождение проектов через внутренние процедуры задействованных в соглашении сторон, а также прозрачность всего процесса при координации этой работы со стороны агентства.

Экономика Макроэкономика Госфонды и контрольные органы Агентство стратегических инициатив