Новости

16.06.2015 00:41
Рубрика: Экономика

Наш голос слышат

Европейский бизнес заинтересован в российском рынке
Филипп Пегорье, Председатель правления Ассоциации европейского бизнеса:

Европейский бизнес по-прежнему заинтересован в работе на российском рынке, хотя прошедший год стал, безусловно, трудным для европейских компаний. Введенные против России санкции значительно ограничили работу европейских компаний в РФ. Особенно ведению дел мешают ограничение поставок товаров двойного назначения, санкции в нефтяной и газовой отраслях. Ухудшилась ситуация и в финансовом секторе - санкции помешали свободной работе многих иностранных банков.

Но европейские компании не покинули российский рынок, на котором работают уже много лет, а освоили новые "правила игры" - начали локализовывать свое производство. Конечно, введенные Россией ответные меры принесли европейскому бизнесу потери: согласно данным Европейского банка реконструкции и развития ВВП Евросоюза в области сельского хозяйства упал на 0,085% Для всей экономики ЕС это очень маленький показатель, но для отдельных стран и компаний - это действительно большие потери.

- Расскажите о наиболее успешных проектах, которые предпринимателям из АЕБ удалось реализовать несмотря на сложившуюся ситуацию?

- В апреле этого года член нашей Ассоциации, компания Novo Nordisk открыла в Калуге новый завод по производству современных препаратов инсулина для лечения сахарного диабета. Компания Claas в октябре планирует открыть вторую очередь завода в Краснодаре по производству сельскохозяйственных машин. Розничная торговля также расширяет свои производства. Например, компания IKEA решила инвестировать Ъ200 млн в расширение уже действующих торговых центров в России. На самом деле примеров очень много, интересно также, что из-за снижения курса рубля продукция, которая производится в России, стала более конкурентоспособной на мировом рынке, поэтому члены АЕБ начали экспортировать ее из России. К примеру, производитель сантехники - компания Roсa начала поставлять ее в Казахстан, Белоруссию и другие страны. И таких примеров достаточно много.

- Ассоциация Европейского бизнеса активно участвует в разработке предложений, которые впоследствии становятся законодательными инициативами. Как продвигается эта работа?

- Работа продвигается успешно. Для европейских инвесторов важно, что их голос слышат, и их мнение учитывают. Мы давно плодотворно работаем с минэкономразвития, минпромторгом, ФАС, ФМС, МИДом. Вместе с ФАС России АЕБ разработала кодекс поведения автопроизводителей и автодилеров, теперь такой же документ разрабатывается и для фармацевтического рынка.

Сейчас проходит обсуждение нашего проекта, после которого мы сможем предоставить на рассмотрение всех финальную версию кодекса. Мы надеемся, что документ вступит в силу с 1 января 2016 года.

- Есть ли какие-то проблемы, которые могут помешать деятельности иностранных инвесторов на российском рынке?

- Да, сейчас мы обеспокоены рядом законодательных мер, которые, по нашему мнению, серьезно помешают деятельности европейских предпринимателей в России. Например, АЕБ выступает против легализации параллельного импорта, когда наравне с официальными дилерами будут разрешены поставки товаров третьими лицами без официального разрешения компании-производителя. Это отдельный и сложный вопрос, неспроста параллельный импорт запрещен во всех европейских странах. Но главное, введение параллельного импорта может повлиять на качество ввозимой продукции и безопасность конечного потребителя. Перед принятием такого стратегически важного решения следует тщательно взвесить все аргументы, как "за", так и "против", дабы не нарушить тонкий баланс интересов производителей, потребителей и общества в целом.

Также остаются не совсем понятными критерии, по которым определяется локализация производств. С одной стороны, российское руководство хочет осуществить импортозамещение и локализацию производства иностранных компаний, а с другой стороны, не дает ясных определений, кто является российским производителем, а кто нет. В 2014 году даже были приняты меры, исключающие иностранные компании из государственных тендеров.

Недавно вступивший закон о персональных данных также не облегчил работу иностранных компаний в России. Бизнес вынужден увеличивать издержки, поскольку закон вступит в силу ранее запланированного срока. Также нет разъяснений ответственных органов по применению этого закона, что порождает неопределенность действий. Мы надеемся, что в скором времени эти проблемы будут разрешены, в противном случае это может привести к тому, что инвесторы не смогут четко выстраивать стратегию, поскольку не смогут быть уверенными в стабильности законодательства.

- Как вы оцениваете активность российских регионов?

- Приятно чувствовать, что губернаторы регионов заинтересованы в работе с европейскими предпринимателями, также как и компании заинтересованы в развитии своих производства в регионах. АЕБ активно сотрудничает со многими из них. В АЕБ существуют два региональных комитета: Южный, с офисом в Краснодаре и Северо-Западный, с офисом в Санкт-Петербурге. Губернаторы активно встречаются с членами Ассоциации, проводя презентации своих областей для наших компаний. Недавно выступали губернаторы Свердловской, Вологодской, Тульской, Тюменской областей, Ставропольского края, Санкт-Петербурга. Также ежегодно проходят бизнес-миссии европейских компаний в регионы. Совместно с администрациями областей организуются мероприятия. Буквально на днях состоялась бизнес-миссия в Тулу, где совместно с корпорацией развития Тульской области при поддержке минпромторга провели конференцию "Развитие промышленности Тульской области: локализация и импортозамещение в новых условиях".

Также мы ценим усилия администраций регионов по созданию благоприятных условий для работы иностранных компаний. Многие регионы предлагают пониженные ставки по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций, применяют упрощенную систему налогообложения и патентную систему. Некоторые регионы даже предлагают возмещать часть затрат инвесторов по инфраструктурно-инженерному обустройству промышленных предприятий (подготовке промышленных площадок), а также предоставлять бюджетные инвестиции в международные проекты.

Однако сегодня нам хотелось бы усилить наше взаимодействие, в том числе с Москвой и Московской областью, где традиционно располагаются не только офисы, но и производственные, логистические и иные подразделения многих компаний - членов нашей Ассоциации. Здесь мы видим достаточно большой потенциал неиспользованных ранее возможностей. В нынешних непростых экономических условиях наблюдается соответствующее движение навстречу инвесторам со стороны столичных властей. Надеюсь, что Москва по праву сохранит свои позиции одного из лидеров в процессе модернизации российской экономики, в том числе при активном участии европейских инвесторов.

- Что нужно сделать, чтобы иностранным инвесторам было бы максимально комфортно работать в России?

- Сейчас активно идет внедрение стандарта работы регионов по созданию условий для бизнеса, и мы надеемся, что европейский опыт сможет быть полезным для администраций регионов. Для иностранных инвесторов, работающих в России, основными являются три фактора. Первый - это равные правила игры для всех компаний. Второй фактор - понятные и прозрачные правила игры. Третий, повторюсь, это четкие критерии локализации производства, потому что без этого работа иностранных компаний в регионах не представляется возможной.

- Чтобы улучшить инвестклимат, в РФ создаются агентства и корпорации инвестиционного развития, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Как вы оцениваете эти проекты?

- Деятельность таких агентств и корпораций представляется нам более и более профессиональной. Иностранные компании тщательно изучают все показатели этих рейтингов при подготовке к бизнес-миссиям в регионы, и подобная информация для нас крайне ценна и полезна. Мы с большим интересом наблюдаем за той работой, которая ведется в рамках Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Этот рейтинг разрабатывает Агентство стратегических инициатив и ведущие российские деловые объединения. Коллеги действительно проделывают колоссальную работу, и мы благодарны им за качественные исследования.

Рейтинг ставит перед собой целью оценить усилия региональных властей по улучшению инвестиционного климата. Таким образом, для руководителей в регионах сформирован существенный внешний стимул, который нацеливает их на более эффективную и качественную работу с инвесторами и бизнесом. Ключевыми факторами рейтинга являются регулярная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы, поддержка малого предпринимательства. Именно эти показатели формируют инвестиционную и деловую среду в регионах.

Экономика Финансы Инвестиции Правительство ФАС