Новости

16.06.2015 00:40
Рубрика: Экономика

Центр подешевел на треть

Паркинги отделили от торговых площадей
После перехода в Москве на исчисление налога на имущество от кадастровой стоимости недвижимости налоговая нагрузка на предпринимателей увеличилась на 1-2% по итогам 2015 года. Об этом сообщил руководитель департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников на "круглом столе" в Московской торгово-промышленной палате (МТПП).

Решение о переходе на исчисление налога на имущество от кадастровой стоимости было принято в 2013 году. В 2014 году в базе объектов, налог за которые платится от кадастровой стоимости, числилось около 1,8 тысячи объектов. Налог платится с торговых и офисных площадей более 5000 кв. м. В этом году в базе уже 3,7 тыс. объектов. Увеличение произошло за счет снижения планки площади до 3000 кв. м.

В перечень объектов, который сейчас действует на 2015 год, включены 5495 объектов площадью 56 млн в.м

Максим Решетников сообщил, что в базу объектов попал не тот, у кого в разрешенном использовании земельного участка значится "офис и торговля", а тот, кто реально занимается торгово-офисной деятельностью. "Чтобы составить такой перечень, государственная инспекция по недвижимости, по сути, обошла все объекты промышленного, коммунального, торгово-офисного назначения, вплоть до социального, и выбрала из них те, где действительно ведется торговля и где идет процесс сдачи помещений под офисы", - сообщил глава департамента.

Перечень объектов расширился за счет новых помещений, которые облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. "У нас еще заработал критерий налогообложения нежилых помещений площадью свыше 3000 кв. м, которые расположены в жилых домах. Речь идет о так называемых шайбах, которые пристроены к жилым домам и где располагаются большие площади", - отметил Решетников. Всего власти столицы насчитали 116 таких помещений.

Не получится теперь спрятать недвижимость от налогообложения на других счетах. "Вступают в силу нормы Налогового кодекса, которые позволяют под налогообложение подвести жилые дома и жилые помещения, которые находятся у организаций, но при этом не стоят на учете как основные средства, - говорит Решетников. - Зачастую объекты недвижимости у организаций находятся и на 46-м счете, то есть как товары для продажи, и на 08-м счете - как объекты незавершенного строительства". Эти лазейки позволяли организациям не уплачивать налог с крупных объектов, но начиная с 2015 года такие способы ухода от уплаты налогов устранены.

Не зависит теперь размер платежа и от статуса владельца помещения. "У нас были крупные торговые центры площадью 14-15 тыс. кв. м, которые начали регистрироваться как организации малого бизнеса. Офис площадью 6 тыс. кв. м зарегистрирован на пенсионера. Все эти лазейки были закрыты для недобросовестных предпринимателей", - заверил Решетников. В соответствии с сегодняшним законодательством если объект торгово-офисного назначения подлежит налогообложению от кадастровой стоимости, то налог на него будет платиться вне зависимости от того, владеет ли им малое предприятие или физическое лицо.

Новеллы законодательства расширили список объектов, налог на которые платится по кадастру. "В результате в перечень объектов, который сейчас действует на 2015 год, включены 5495 объектов площадью 56 млн кв. м", - сообщил Решетников.

Для решения всех споров, связанных с включением объектов недвижимости в список облагаемых по кадастру, была создана межведомственная комиссия. В 2014 году комиссия рассмотрела 763 жалобы по земельным участкам (0,25% от всех участков, облагаемых налогом) и 782 по объектам недвижимости (0,2%), об этом сообщил руководитель департамента городского имущества столицы Владимир Ефимов. Положительные решения были приняты по 200 участкам и 285 помещениям. Цифры позволяют сделать вывод, что оценка города является рыночной, считает Ефимов. Но кое-что в процедуре кадастровой оценки московские власти поправили. "Мы увидели вполне справедливое замечание владельцев торгово-офисных центров - при оценке не учитывался эффект масштаба. О чем идет речь? Когда проводится кадастровая оценка, то за базу берутся те сделки, которые совершались на рынке, - поясняет Ефимов. - Но торгово-офисные центры редко продаются целиком. Как правило, речь идет о продаже небольших магазинов и офисов. При их оценке учитываются арендопригодные метры. И когда эта стоимость ложилась в основу оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости целиком, то она не учитывала большого количества вспомогательных помещений, которая в зависимости от планировки составляет 25-30%. В некоторых случаях были поставлены на кадастровый учет торговые комплексы с паркингами, которые, безусловно, не могут стоить столько же, сколько площади внутри торгового центра". Учет масштаба при новой оценке снизил стоимость по ряду объектов до 30%.

Сергей Дацко, член правления МТПП, генеральный директор "МТД - Зеленоград", говорит, что с пересмотром кадастровой стоимости не все так просто. Да, документы действительно можно подать, и их рассмотрят. Высока вероятность, что решение вынесут в пользу налогоплательщика. Но справедливость бизнесу обойдется недешево.

"Мне удалось подать документы в комиссию. Стоимость здания удалось снизить на 25%, по земельному участку понизили стоимость на 45%. Это здорово, я доволен, - сказал Дацко. - Но, чтобы подать бумаги, нужно 300-500 тыс. руб.". Заплатить нужно за прием документов и оценку недвижимости независимым экспертом. Татьяна Токарева, заместитель генерального директора "Торгсин-маркет", говорит, что ее организация уложилась в 90 тыс. рублей. Но для такой экономии нужно провести внушительный мониторинг контор, занимающихся оценкой.

Инфографика: "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Ирина Голова
Экономика Финансы Налоги Налоговая реформа
Добавьте RG.RU 
в избранные источники