У муниципалитетов наблюдается недостаток собственных доходных источников для обеспечения тех расходов, которые установлены федеральным законодательством. "В настоящее время собственные доходы в структуре местных бюджетов составляют до 50% от общего объема доходов бюджетов, а в некоторых муниципалитетах - около 30%", - говорится в пояснительной записке к документу.
"С конца 1990-х годов в России бюджетные поступления концентрировались в руках федеральной власти. Это выражалось, в частности, в уменьшении количества местных налогов, в ограничении отчислений федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, а также в ограничении прав органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот", - поясняет сложившуюся ситуацию Олег Коннов, партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills.
В итоге дефицит у муниципалитетов собственных средств делает их зависимыми от финансовой помощи вышестоящих бюджетов. Законопроектом предлагается передать на муниципальный уровень: налог на прибыль организаций в размере 2%, который сейчас поступает в федеральный бюджет; налог на добавленную стоимость в размере 2%; налог на имущество организаций - 50%; транспортный налог - 50%; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 100% (сейчас отчисления по этому налогу в полном объеме поступают в региональный бюджет); поступления от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения - 100%; налог на доходы физических лиц в размере 50%. Также законопроектом предлагается передать муниципалитетам платежи за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме. Сейчас 40% этих сборов поступает в муниципальный бюджет, с 1 января 2016 года объем поступлений увеличится до 55%.
"Предложенная схема выглядит привлекательно для муниципалитетов развитых регионов, с большой численностью населения, активной предпринимательской деятельностью, наличием на территории крупных предприятий и производств, - считает Диана Маклозян, глава юридического департамента консалтинговой компании Heads. - При грамотном и контролируемом расходовании муниципалитетом получаемых денежных средств у населения и бизнеса может появиться стимул для уплаты налогов в полном объеме, так как они по отремонтированным дорогам, детским площадкам, развитой инфраструктуре смогут убедиться, что их налоги работают на них".
Однако не все уверены в том, что деньги на местном уровне будут израсходованы с пользой. "Запредельно высок уровень местечковой коррупции и кумовства", - отмечает Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры". И существующий порядок администрирования налогов серьезно оберегает глав муниципалитетов от необдуманных расходов. "Субсидирование муниципальных бюджетов со стороны бюджетов вышестоящих уровней влечет за собой и обязанность отчета за потраченные субсидии, что в свою очередь способствует усилению контроля за расходованием бюджетных средств и препятствует возможным злоупотреблениям с ними", - считает Корчаго. Эксперт отмечает, что с учетом сложившейся сегодня ситуации жесточайшего дефицита федерального бюджета и бюджетов регионов попытка "откроить" от них еще какую-либо часть в пользу местных бюджетов выглядит несвоевременной и имеет мало шансов на успех. "По оценке минфина, в рамках текущей бюджетной конструкции дефицит региональных бюджетов в 2015 году составит 600 млрд руб., и вряд ли эта ситуация серьезно изменится в 2016 году, - констатирует Михаил Халецкий, юрист юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры". - Законопроект, предусматривающий изъятие средств из налоговых доходов бюджетов регионального уровня, без адекватного перераспределения расходных обязательств обречен на неудачу".
По общему правилу налоговые доходы должны закрепляться за тем субъектом, который определяет правила взимания налога. "Если условия взимания налога будут определяться на местном уровне, то это может привести к "миграции" налоговой базы - муниципалитеты будут стремиться устанавливать самые низкие ставки налогов, дабы привлечь налогоплательщиков из соседних муниципальных образований", - говорит Михаил Халецкий. Этому препятствует действующий сейчас порядок зачисления налогов. "Не случайно сейчас к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Объектом обложения этими налогами является недвижимость, которая не подвержена "миграции", - отмечает эксперт. - По налогу на имущество организаций, транспортному налогу основными объектами обложения выступают движимые вещи, которые могут с относительно небольшими затратами перемещены из одного муниципалитета в другой". Поэтому правила взимания этих налогов отнесены на региональный уровень.
Для бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки абсолютно нет никакой разницы, в какой бюджет будут перечисляться налоговые отчисления. Но есть разница с точки зрения административной нагрузки, так как это существенно усложняет внутренний учет и повышает административные издержки, а также приводит к сложностям с зачетом и возвратом излишне уплаченных налогов.