Региональные налоги предложили отдать муниципалитетам

Перераспределить налоговую нагрузку между федеральным, региональными и местными бюджетами предложил депутат Госдумы Иван Абрамов. Он внес на рассмотрение в нижнюю палату парламента проект с соответствующими поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы.

У муниципалитетов наблюдается недостаток собственных доходных источников для обеспечения тех расходов, которые установлены федеральным законодательством. "В настоящее время собственные доходы в структуре местных бюджетов составляют до 50% от общего объема доходов бюджетов, а в некоторых муниципалитетах - около 30%", - говорится в пояснительной записке к документу.

"С конца 1990-х годов в России бюджетные поступления концентрировались в руках федеральной власти. Это выражалось, в частности, в уменьшении количества местных налогов, в ограничении отчислений федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, а также в ограничении прав органов местного самоуправления по предоставлению налоговых льгот", - поясняет сложившуюся ситуацию Олег Коннов, партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills.

В итоге дефицит у муниципалитетов собственных средств делает их зависимыми от финансовой помощи вышестоящих бюджетов. Законопроектом предлагается передать на муниципальный уровень: налог на прибыль организаций в размере 2%, который сейчас поступает в федеральный бюджет; налог на добавленную стоимость в размере 2%; налог на имущество организаций - 50%; транспортный налог - 50%; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 100% (сейчас отчисления по этому налогу в полном объеме поступают в региональный бюджет); поступления от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения - 100%; налог на доходы физических лиц в размере 50%. Также законопроектом предлагается передать муниципалитетам платежи за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме. Сейчас 40% этих сборов поступает в муниципальный бюджет, с 1 января 2016 года объем поступлений увеличится до 55%.

"Предложенная схема выглядит привлекательно для муниципалитетов развитых регионов, с большой численностью населения, активной предпринимательской деятельностью, наличием на территории крупных предприятий и производств, - считает Диана Маклозян, глава юридического департамента консалтинговой компании Heads. - При грамотном и контролируемом расходовании муниципалитетом получаемых денежных средств у населения и бизнеса может появиться стимул для уплаты налогов в полном объеме, так как они по отремонтированным дорогам, детским площадкам, развитой инфраструктуре смогут убедиться, что их налоги работают на них".

Однако не все уверены в том, что деньги на местном уровне будут израсходованы с пользой. "Запредельно высок уровень местечковой коррупции и кумовства", - отмечает Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры". И существующий порядок администрирования налогов серьезно оберегает глав муниципалитетов от необдуманных расходов. "Субсидирование муниципальных бюджетов со стороны бюджетов вышестоящих уровней влечет за собой и обязанность отчета за потраченные субсидии, что в свою очередь способствует усилению контроля за расходованием бюджетных средств и препятствует возможным злоупотреблениям с ними", - считает Корчаго. Эксперт отмечает, что с учетом сложившейся сегодня ситуации жесточайшего дефицита федерального бюджета и бюджетов регионов попытка "откроить" от них еще какую-либо часть в пользу местных бюджетов выглядит несвоевременной и имеет мало шансов на успех. "По оценке минфина, в рамках текущей бюджетной конструкции дефицит региональных бюджетов в 2015 году составит 600 млрд руб., и вряд ли эта ситуация серьезно изменится в 2016 году, - констатирует Михаил Халецкий, юрист юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры". - Законопроект, предусматривающий изъятие средств из налоговых доходов бюджетов регионального уровня, без адекватного перераспределения расходных обязательств обречен на неудачу".

Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков/ Ирина Голова

По общему правилу налоговые доходы должны закрепляться за тем субъектом, который определяет правила взимания налога. "Если условия взимания налога будут определяться на местном уровне, то это может привести к "миграции" налоговой базы - муниципалитеты будут стремиться устанавливать самые низкие ставки налогов, дабы привлечь налогоплательщиков из соседних муниципальных образований", - говорит Михаил Халецкий. Этому препятствует действующий сейчас порядок зачисления налогов. "Не случайно сейчас к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Объектом обложения этими налогами является недвижимость, которая не подвержена "миграции", - отмечает эксперт. - По налогу на имущество организаций, транспортному налогу основными объектами обложения выступают движимые вещи, которые могут с относительно небольшими затратами перемещены из одного муниципалитета в другой". Поэтому правила взимания этих налогов отнесены на региональный уровень.

Для бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки абсолютно нет никакой разницы, в какой бюджет будут перечисляться налоговые отчисления. Но есть разница с точки зрения административной нагрузки, так как это существенно усложняет внутренний учет и повышает административные издержки, а также приводит к сложностям с зачетом и возвратом излишне уплаченных налогов.