Андрей Александрович, как представитель итальянского бренда, как вы относитесь к подобным заявлениям?
Андрей Тарасов: Безусловно, в России кроме зарубежных брендов должны быть широко представлены локальные марки. Я прежде всего гражданин России, и для меня важно укрепление и независимость экономики моей страны.
Неоспорим факт, что сильная экономика всегда стимулирует развитие потребителей и повышает требования к качеству продукции. Представляя интерес бренда одежды премиального сегмента, я приветствую такое развитие культуры спроса.
Лейбл "Сделано в России" при правильном подходе может ждать хорошее будущее. Все меняется в этом мире. Вспомните, как в середине прошлого века итальянский стиль потеснил с подиума доминировавших тогда французских дизайнеров и закрепился на самом верху пьедестала высокой моды.
Тем не менее такие фундаментальные изменения не происходят быстро даже в моде. Для значительных изменений конкуренции на этом рынке необходимо, чтобы поменялось восприятие модных брендов у конечного потребителя, а оно закладывалось десятилетиями, и на него влияло и влияет не только то, что происходит сейчас в России, но в большей степени восприятие европейского стиля во всем мире. А наш бренд, опираясь в своих коллекциях на стиль heritage (heritage - в переводе "наследие, достояние"), к тому же имеет очень прочные позиции и богатую историю. Ведь это бренд для тех, кто хочет следовать за модными тенденциями, но не отступает от деловой и ежедневной элегантной классики.
На других рынках изменения могут наступить очень быстро. Мир моды сейчас начинает обращать внимание на молодых российских дизайнеров, и думаю, что в fast-fashion и низкоценовом сегменте изменения не заставят себя ждать.
Как сейчас оценивается российский рынок иностранными инвесторами?
АТ: Россия - это привлекательный рынок, внутри которого сейчас происходят большие сдвиги. При правильном подходе и выборе надежного российского партнера зарубежные инвестиции весьма перспективны. По нашим наблюдениям, к тем компаниям, которые успели уже заслужить доверие на международном рынке и без потерь пережили несколько экономических спадов, интерес со стороны иностранных инвесторов даже немного возрос.
Скажите, пожалуйста, привлекаете ли вы инвестиции для экспансии в регионы? Есть ли примеры успешных проектов?
АТ: Мы по-другому смотрим на развитие бизнеса в регионах. За пределами Москвы и Санкт-Петербурга развиваем преимущественно партнерскую сеть. И стараемся максимально эффективно использовать связку нашей экспертизы в бренде, моде и рознице со знанием партнерами своих рынков и их существующими ресурсами для развития на местах. Поэтому привлекать сторонние инвестиции для региональной экспансии мы пока не стремимся.
Инвестиции в потребительский рынок, по оценкам экспертов, даже в условиях падающего спроса могут быть выгодными. Необходимо только изменить тактику, выбирая для вложений не дорогостоящие товары, а средний и низший сегмент потребления. Вы согласны с этим?
АТ: Все зависит от модели бизнеса, а также от конкретного предложения рынку. Приверженцы европейских брендов привыкают к высочайшему качеству материалов, идеальной, удобной посадке по фигуре и безупречному стилю своей любимой марки. Я не встречал человека, который отказался бы хоть от одного вышеперечисленного пункта. Стильный внешний вид во все времена помогал людям в достижении задуманных целей и в поддержании статуса в обществе. Да, на фоне спадающего спроса компании теряют небольшое количество клиентов из среднего класса, но на их смену приходят посетители класса superluxury.
Мне кажется, что инвесторы, понимающие истинное перераспределение спроса и причины стабильности успешных брендов, должны выбирать не по принципу сегментов, но оценивая потенциал, заложенный в самом продукте, и надежность менеджмента компании.