Достаточно сказать, что прокладка, например, Амуро-Якутской железной дороги (АЯЖД) - Беркакит-Томмот-Якутск, протянувшаяся на более чем 700 км, прерывалось как минимум 10 раз. Из-за недостаточного финансирования, срыва графика строительных работ, запаздывания в строительстве промышленных предприятий и энергообъектов вблизи этой артерии и т.п.
Эта магистраль с начала 2000-х годов включена почти в 10 федеральных и региональных целевых программ. Однако на состоявшемся в середине апреля этого года внеочередном заседании Совета Федерации сенатор от Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров заявил, что сроки строительства АЯЖД снова срываются. И, "если не будут выделены средства на создание магистрали в 2015 году, выделенные ранее на ее строительство 40 млрд рублей окажутся потраченными впустую". Окончательное решение вопроса перенесено на осеннюю сессию, но вероятнее всего средства на строительство столь важной транспортной артерии в 2015-м вряд ли будут выделены.
Согласно ТЭО этого проекта, строительство железной дороги в местах, где доставка товаров осуществляется только Cеверным завозом с ограниченными сроками навигации - а это почти 70% протяженности магистрали - снизит стоимость доставки груза примерно в 20 раз. А зона хозяйственного освоения примыкающего региона составит около 600 тысяч квадратных километров - то есть будет в полтора раза большей территории Японии. Между тем, уже подсчитано, что совокупный ВВП этого региона увеличится более чем вдвое. В том числе, рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства (включая рыбо- и лесопереработку) прогнозируется, соответственно, на 30-35 и не меньше 30%. Одновременно ускорится освоение в том же регионе крупных запасов цветных металлов, природного газа, угля, марганца. Кстати, РФ с 1992 года - один из крупнейших импортеров марганцевой руды, в тои числе из западноафриканского Габона...
Железнодорожный проект Якутск - порт Аян (протяженностью около 1200 км) тоже запланирован еще в первой половине 1950-х годов. Однако пока не ожидается его завершение до 2025 года, хотя экономическая востребованность этого проекта растет с каждым годом. Прежде всего потому, что в зоне тяготения этой артерии - пока неосвоенное Сарданинское месторождение полиметаллов. Его разведданные оцениваются в 2,2 млн тонн по цинку и более чем в 1 млн тонн по свинцу.
"В обширном Охотском секторе Хабаровского края нет крупного порта, - пояснил "РГ" губернатор края Вячеслав Шпорт. - В связи с развитием экономических связей нашего края с другими регионами и с соседними странами, проект порта Аян будет востребован". Кроме того, по мнению главы Хабаровского края, Аянский порт не будет изолированным от региональных и межрегиональных железных дорог, поскольку магистраль из Якутска будет выходить на этот порт.
По мнению многих экспертов, средств может не хватить и на реализацию Северного широтного хода - "Заполярного Транссиба". С учетом примыкающих морских и речных портов он способен освоить как минимум 50 млн тонн ежегодно. А общая стоимость возможной сырьевой и готовой продукции, ежегодно производимой в зоне прохождения магистрали, - более 400 млрд долларов. Этот проект "привязан" к развитию производства на Ямале сжиженного природного газа и созданию ямальских терминалов по его экспорту. В то же время с "Заполярным Транссибом" и с сибирскими портами напрямую связано развитие многих других сырьевых и промышленных отраслей Северного, Уральского и сибирских территорий РФ.
Строительство этой артерии, как отмечалось на недавнем международном форуме "Ямал Нефтегаз-2015" в Салехарде, начнется до конца этого года. А ввод в действие магистрали намечен не позже 2025 года.