Почему российская энергетика не хочет переходить на биотопливо

Проблему внедрения топлива из биомассы в отечественных котельных тормозят как власти, которые поддерживают интересы угольных поставщиков, так и сам бизнес, который не хочет ввязываться в проекты с долгой окупаемостью. На недавно прошедшем в Петербурге Российском энергетическом форуме эксперты рассказали об опыте и перспективах внедрения в ТЭК древесной щепы, биоугля и других новых видов топлива.

Президент НП "Северо-Западный сервисный центр по вопросам привлечения финансирования" Елена Кузнецова рассказала об опыте строительства котельной на древесной щепе в Лужском районе Ленобласти. Проект, разработанный в Петербурге на средства международной программы приграничного сотрудничества с Финляндией, оказалось не так просто реализовать.

- Мы хотели показать пример использования биотоплива в коммунальном хозяйстве на муниципальном уровне, - говорит Елена Кузнецова. - Сначала была идея сделать котельную в Тихвине, но два с половиной года шла борьба интересов, стройплощадку много раз переносили. К проекту в Тихвине региональные власти проявили большое внимание, в районе действительно много древесной щепы. На муниципальном уровне мы прошли все согласования, нам выделили землю под строительство, но как только вышли на уровень районных властей, начались сложности. Местные управляющие компании обеспечивают функционал почти всех котельных, которые поголовно работают на угле. Естественно, там правят бал поставщики угля, и щепа как топливо им невыгодна. Наши программы долго саботировали, пока мы не обратились в областной комитет по ТЭК, и нам уже в приказном порядке дали возможность работать в Лужском районе.

По словам Кузнецовой, поиск оборудования для такой котельной стал отдельной историей. Поступило четыре предложения - от австрийских, финских и российских производителей. Пришлось выбрать австрийское оборудование, потому что оно оказалось в четыре раза дешевле отечественного. Всего на проект потратили 20,7 миллиона рублей, из них 14 миллионов за счет гранта. Возврата инвестиций ожидают через шесть лет.

Как отмечает эксперт, внедрению котельных на биотопливе мешает частая смена ответственных чиновников и отсутствие заинтересованных профессионалов, да и в целом кадровый голод в отрасли. Параметры региональных инвестпрограмм в сфере биотоплива многим непонятны, поэтому интерес инвестора к биотопливу небольшой, бизнес понимает: хлопот будет много, а окупить деньги получится лишь через пять - семь лет.

Однако некоторые виды биотоплива могут заинтересовать бизнес. Генеральный директор компании "Портал Инжиниринг" Антон Овсянко развенчал несколько мифов о биоугле, также известном как "торрефицированная биомасса" и "торрефикат".

- Первое: торрефикат считают новым продуктом, однако применяемый в нем процесс мягкого пиролиза не является радикальной инновацией, - пояснил эксперт. - Второе: рынок торрефицированной биомассы считают еще не сформировавшимся. Однако в виде пеллет или брикетов ее можно продавать на традиционном рынке биомассы. И третий миф - запредельная цена торрефиката. На европейском промышленном рынке она будет как минимум пропорциональна его теплотворной способности, которая выше, чем у обычной биомассы. То есть в будущем возможна некая наценка для промышленных потребителей из-за свойств этого топлива. Но это будет приемлемая цена.

По словам эксперта, биомассу в форме торрефицированных пеллет и брикетов можно будет доставлять на большее расстояние и по более сложным логистическим схемам, нежели сейчас возят обычные пеллеты или щепу. Как говорит Овсянко в своем докладе, при размещении завода по производству торрефиката на среднем удалении, например, от морского порта это позволит существенно повысить рентабельность производства и сократить сроки окупаемости инвестиций. И даже на удалении в несколько тысяч километров можно сделать нерентабельный проект переработки лесного сырья в биотопливо рентабельным и привлекательным для инвестиций.

- Для России торрефикация должна стать прорывной технологией, которая сделает рентабельным производство топливных гранул и брикетов даже в удаленных регионах и из более сложного сырья.

Прямая речь

Светлана Эркенова, руководитель экспертной секции "Экологическая безопасность в топливно-энергетическом комплексе", член президиума подкомитета по малой энергетике Госдумы РФ:

- У нас в работе закон по торфу, бизнес может подключиться к обсуждению. Отдельно создаем условия по переходу котельных с привозного топлива на местные топливные ресурсы - торф и древесные отходы, чтобы потом отнести эти котельные к распределенной, а не к централизованной энергетике. Отдельный вопрос - разработка российского оборудования для распределенной энергетики. Необходимые для нее котлы импортируются, хотя у нас есть научные разработки, которые требуют внедрения промышленных образцов и доказывают свою экономическую эффективность. Однако не хватает только господдержки и предпринимателей, готовых внедрить у себя эти образцы и создать пилотные центры. Вообще, бизнес к биоэнергетике отнесся без интереса. Несколько лет назад регионы получили деньги на разработку собственной программы биоэнергетики, к обсуждению был приглашен бизнес. Однако для нас стало сюрпризом, что мало кто из предпринимателей вообще был в курсе и принимал участие в обсуждении.

Кстати

Развитию энергоэффективности в регионах может способствовать внедрение энергосервисного контракта, который предусматривает, что заказчик за счет собственных инвестиций предпринимает действия по энергосбережению и эффективному использованию энергетических ресурсов. Как рассказал на форуме Сергей Кирюшин, начальник административного отдела "Центра энергосбережения и повышения энергоэффективности" Ленобласти, в сфере ЖКХ региона потенциальные инвесторы сами выступают с предложениями по энергосервису, а центр выбирает объект, где нужно провести необходимые работы, готовит документы.

- Несмотря на сложности их внедрения, в регионе уже заключен ряд контрактов, - говорит Кирюшин, - например, по замене уличного освещения на светодиодное (в Кингиссепе, Тихвине, Бокситогорске), по установке автоматизированных тепловых пунктов (в Луге, Приозерске, Выборге), по замене устаревшего кухонного оборудования на энергосберегающее в детских садах, школах, больницах.

По словам экспертов, развитию системы мешает отсутствие желания ресурсоснабжающих организаций включать энергосервис в договор поставки, а также отсутствие госзаказа на энергосервис и необходимого опыта у сотрудников отрасли.