Помнится, некоторые борцы с бюрократией, в штыки встречающие любую инициативу, если в ней задействованы чиновники, пророчили, что рейтинг будет чем-то вроде очередного пятого колеса в телеге…
Александр Рыбаков: Ничуть не бывало: рейтинг, как и задумывалось, становится эффективным инструментом, объективно представляющим региональный инвестиционно-экономический потенциал. По сведениям зарубежных партнерских организаций ТПП РФ, иностранные инвесторы уже стали рассматривать его (даже в пилотном варианте) как заслуживающий доверия путеводитель для бизнесменов, готовых прийти в нашу страну всерьез и надолго. Ну а Национальный рейтинговый комитет, отвечающий за стратегическое управление процессом внедрения рейтинга, сопредседателями которого являются руководители ТПП РФ и других российских бизнес-объединений, стал, по сути, постоянным рабочим органом, в котором, можно сказать, овеществлена идея партнерства бизнеса и власти. А сам Национальный рейтинг постепенно превращается в эффективный инструмент раскрытия регионального инвестиционно-экономического потенциала.
Словом, лучше не бывает?
АР: Предела совершенству нет. А если серьезно, то рейтинг - дело новое; понятно, что практика вскрывает недочеты. Нас это не смущает. Исправляем. Это нормальный процесс. Главное - не поддаваться склонности к непродуманным мониторинговым акциям, пристрастию оценивать ситуацию сквозь призму формальных показателей - это может искажать реальность. И еще: практика показала, что есть фундаментальные вещи, которые нужно учитывать для максимальной адекватности рейтинга.
Какие, например?
АР: При оценке регионального инвестклимата надо смотреть, как развивается малое и среднее предпринимательство. Этот сегмент бизнеса призван занять серьезное место в диверсифицированной экономике РФ, но пока что он чаще встречается с ухабами, чем с помощью региональных властей. Не надо здесь кивать на федеральный центр, который должен все решить. У регионалов есть немалые возможности, например, решить вопросы реального участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Это огромный (многомиллиардный на уровне региона) резерв для развития малого бизнеса, но нередко используется он плохо. Причем настолько плохо, что члены ТПП РФ предлагают даже предусмотреть исключение из Национального рейтинга тех субъектов РФ, где допускаются явные нарушения требования о квоте участия малых предприятий в госзакупках.
По всей видимости, не могут претендовать на высокие места в рейтинге и регионы, откуда в ТПП РФ по линии общественного омбудсмена по защите МСБ идут жалобы на административные барьеры, нарушение прав, коррупцию…
Палата поддерживает требование экспертов отказаться от практики индивидуальной работы администрации с крупными инвесторами в ущерб всем остальным, предоставляет им преференции и т.д. Инвесторы, представляющие МСБ, лишены этого. В каждом регионе должна быть система мер инвестиционной поддержки, учитывающую специфику региона и доступную для всех категорий и групп инвесторов.
ТПП РФ будет добиваться, чтобы в очередных рейтингах был учтен такой аспект, как налаживание производственных цепочек между российскими малыми и средними предприятиями и их партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Надо исправлять провальные результаты внешнеторгового оборота, когда за первые 2 месяца 2015 г. объем российской торговли с Казахстаном снизился почти на 22%, а с Белоруссией аж на 41,2%. В "передовиках" - промышленно развитые регионы. Должны ли мы реагировать на эту проблему, занимаясь рейтингованием субъектов Федерации? Уверен: должны.
Ради достоверности будущих рейтингов надо разобраться, что же происходит с индустриальными парками, кластерами и т.д. Например, из 16 технопарков, которые должны быть запущены к началу 2015 года, работают только 5. Причем некоторые регионы, где на месте технопарков, как говорят в народе, еще и конь не валялся, оказались на высоких позициях в последнем декабрьском рейтинге, опубликованном Национальным рейтинговым агентством. Наверное, это "издержки роста".
ТПП РФ поддерживает идею учитывать при оценке инвестклимата в субъектах РФ развитие транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Полагаю, с помощью рейтинга можно в какой-то мере снизить и остроту проблемы нецелевого расходования ассигнований, предназначенных на инфраструктурное строительство. Это настолько серьезный вопрос, что в феврале члены Совета Федерации, озабоченные "уводом" средств из дорожных фондов на другие цели, предложили даже лишать субсидий регионы, уличенные в подобном.
Надо ли при составлении Национального рейтинга принимать во внимание оценки ведущих международных рейтинговых агентств?
АР: Не думаю. Они в последнее время стали очень зависимы от политической конъюнктуры. Во-вторых, их оценки рассчитаны преимущественно на интернациональный спекулятивный капитал. В-третьих, сама реальность не стыкуется с картиной, нарисованной аналитиками этих консалтинговых организаций. Так, в начале мая телеканал CNN сообщил: "Те инвесторы, которые отважились вернуться в Россию в этом году, теперь улыбаются". Автор сообщения - миллиардер Дэвид Бондерман - подчеркнул: "В Россию все сильнее тянет бизнесменов с толстыми кошельками, которые рассчитывают задержаться здесь в среднесрочной или долгосрочной перспективе". А газета "Вашингтон таймс" написала: однажды США проснутся и поймут, что Россия - это одна из немногих стран, валюта которых в действительности имеет твердое обеспечение.
Значит, нужны новые независимые рейтинговые международные структуры?
АР: Именно так. Полагаю, сотрудничество российских и китайских специалистов по созданию таких международных рейтинговых структур сможет скоро дать эффективный результат. Надеюсь, этот вопрос будет обсужден и на предстоящей встрече предпринимателей стран БРИКС. Конечно, мы постараемся использовать также опыт и наработки, полученные в процессе функционирования Национального рейтинга российских регионов.