Мария Семенова, писательница
Думаю, многие согласятся, если я скажу, что редкий человек знает о нашем внутреннем мире лучше, нежели мы сами. Семья - это такой же мир, сложный организм, устроенный уникально. Безусловно, случается так, что организм этот болен - к сожалению, встречаются родители, отличающиеся жестокостью, алкоголики, пьяницы, но, как мне кажется, им надо помогать, а не добивать семью. Пока я только и слышу, что у родителей отобрали ребенка, причем не всегда заслуженно - за удар по попе или за скромные условия жизни, как будто люди всегда в этом виноваты. Теперь вот штрафовать хотят, согласно статье в "РГ".
Давайте представим себе три типа семей - богатую, неблагополучную, бедную, и каждую штрафуют на полторы тысячи рублей. В первой этой чисто символической суммы даже не заметят, а ребенку за неприятности, как говорится, еще и по шее дадут. Во второй родители лишатся денег на очередную дозу или бутылку, и тогда их чаду домой вообще не стоит возвращаться. В бедной семье детям самим из-за наказания на хлеб может не хватить. Кто, получается, у нас страдает? Как водится, дети - те, кого данный закон вроде и направлен защищать. Да и, говоря начистоту, дети, особенно в переходном возрасте, сами нередко чудят. У меня есть знакомая семья, где в дочке души не чаят, но стоит ей что-то запретить, она тоже готова чуть ли не на улицу идти, к бездомным.
Разумеется, поведение ребенка зависит от воспитания, и если он хулиганит или уходит из дома, то вина всецело лежит на родителях. Возможно, беда действительно в том, что взрослые люди стали безответственны даже по отношению к самому дорогому в их жизни. Однако глупо считать, что денежный штраф заставит их изменить отношение к детям. У нас пропал институт семьи, моральные основы становления человека. Психологи и телефоны доверия для подростков - замечательная идея, но поверхностная и недостаточная. В конце концов, мы в свое время обходились без всяких служб помощи и не уходили из дома. Надо заставлять родителей думать, не скидывать проблемы на других, учить их воспитывать детей личным примером, литературой, искусством - тогда и только тогда проблема будет решена на корню.