17.06.2015 00:46
    Поделиться

    70 процентов немецких фирм заявили о желании работать в России

    В конце мая 2015 года Федеральное статистическое ведомство Германии сообщило, что экспорт немецких товаров в Россию в 2014 году снизился на 18 процентов - до 29 миллиардов евро. Больше всего сократился экспорт легковых и грузовых автомобилей, а также автозапчастей, оборудования и механизмов.

    Российский импорт в ФРГ в 2014 году упал на 7 процентов - до 38 миллиардов евро. Как отмечают аналитики, такое же снижение в последний раз было зафиксировано в 2009 году, когда мировой финансовый кризис стал причиной сокращения экспорта.

    Тем не менее в ряде отраслей между нашими странами налажено устойчивое долгосрочное партнерство. Так, по линии здравоохранения некоторые германские научно-методические центры работают в России с 1996 года: всего за это время подготовлено более 80 тысяч врачей и среднего медицинского персонала. Создано более 60 школ при клиниках по уходу за больными на дому, действуют 149 консультационных центров в 77 городах России.

    Также в нашей стране организованы тренинги с использованием передовых методик по оказанию медицинской помощи и применению медицинских изделий в таких направлениях, как уход за ранами, первая помощь, проведение операций, дезинфекция.

    Кроме этого в России развивается аптечная сеть немецких консультационных центров. Западные партнеры помогают внедрению в системе российского здравоохранения европейских стандартов работы с медицинскими изделиями различного назначения.

    Из последних примеров можно вспомнить, что 4 февраля было заключено соглашение между Калужской областью и компанией "Берлин-Фарма" (дочерняя компания группы Berlin-Chemie AG/Menarini в России) о реализации второго этапа инвестиционного проекта группы Menarini в индустриальном парке "Грабцево". Berlin-Chemie AG инвестирует около 10 миллионов евро в строительство в "Грабцево" логистического комплекса.

    Он будет включать складской и дистрибутивный центры. Площадь земельного участка, на территории которого будет реализован проект, - 80 тысяч квадратных метров, сообщили в Агентстве регионального развития Калужской области.

    Новый комплекс станет продолжением проекта группы компаний Berlin-Chemie AG по локализации производства фармпрепаратов в Калуге. Оно началось в 2014 году, когда в индустриальном парке "Грабцево" был введен в эксплуатацию фармацевтический завод группы компаний Berlin-Chemie AG/A.Menarini. В проект было инвестировано 40 миллионов евро. Проектная мощность завода составляет 47 миллионов упаковок лекарственных препаратов в год.

    Химическая промышленность также не осталась в стороне от российско-германского сотрудничества, однако экспорт этой категории товаров сокращается.

    При этом в самой Германии эта отрасль находится на очень прочных позициях, по большому счету входя в первую пятерку по важности для экономики. В 2011 году, например, оборот немецкого химпрома составил 153,8 миллиарда евро - более 10 процентов оборота всей обрабатывающей промышленности страны. Тогда в германской химической промышленности работали почти 450 тысяч человек.

    Таким образом, Россия остается важным рынком сбыта для немецких химиков.

    По данным компании Discovery Research Group, даже в кризисном 2010 году российский рынок продукции химической промышленности вырос по разным продуктам на 15 процентов (полиэтилентерефталат) до 34 процентов (поливинилхлорид). Рынок потребительской химии, например косметики, увеличился на 10 процентов и достиг 11 миллиардов долларов. Сбыт лакокрасочных изделий вырос на 14 процентов.

    Неудивительно, что на таком рынке германские предприятия стараются закрепиться как можно прочнее.

    Все чаще они открывают в России не только свои торговые представительства, но и заводы. Так, среди планов одного из крупнейших немецких химических компаний Evonik строительство в Ростовской области предприятия по производству L-лизина - специальной добавки для животных кормов. Объем производства на ростовской фабрике должен составить 100 тысяч тонн в год.

    С сельским хозяйством ситуация тоже далека от благополучной, однако тут налицо обоюдное стремление ее разрешить. С одной стороны, России необходимы инвестиции в эту отрасль, с другой - Германии наша страна необходима как серьезный рынок сбыта.

    Объем импорта немецкой продукции в Россию был довольно велик: в 2013 году он составил 1,6 миллиарда евро. Мы закупали в Германии тогда активно мясные и молочные продукты - на 346 и 165 миллионов евро соответственно. Понятно, что эти объемы в 2014-2015 маркетинговых годах не были поставлены.

    В то же время наша страна настроена на активное и плодотворное взаимодействие с иностранными инвесторами в этой сфере, в том числе и из Германии. Совсем недавно новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев провел рабочую встречу с представителями иностранного бизнеса, в которой приняли участие топ-менеджеры и владельцы компаний из таких стран, как США, Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Финляндия, Испания, Швейцария, Индия, Таиланд, Сингапур и других.

    Как заявил министр, "некоторые компании работают в России уже больше десяти лет, они верят в устойчивость, предсказуемость и стабильность развития нашей экономики. С их участием реализуются мегапроекты, которые формируют продовольственную безопасность страны. Для нас все проекты, реализуемые на территории России и нацеленные на удовлетворение потребностей жителей страны, являются нашими".

    В то же время в области энергетики сотрудничество России и Германии практически не думало затухать. Основным мотивом сотрудничества, правда, являются поставки топлива, и с этой стороны есть целый ряд не то чтобы проблем, но острых ситуаций, которые необходимо разрешать.

    13 апреля 2015 года, например, глава российского минэнерго Александр Новак выступил на конференции "Энергетика Евразии: путь в будущее", которая состоялась в Берлине, где он напомнил коллегам в о том, что после 2019 года Украина перестанет быть транзитной страной российского газа. Есть проблемы, связанные и с тем, что "Газпром" уже давно не может получить 100 процентов мощностей магистрального газопровода OPAL, так как это "запрещает" 3-й энергопакет ЕС, в рамках которого резервируется 50 процентов мощностей для независимых поставщиков топлива.

    При этом из уст немецких коллег все чаще звучат слова о том, что сотрудничество России и Германии в энергетической сфере практически базируется на поставках газа нашей страной.

    Недавно эту мысль в очередной раз высказал глава Германского института экономических исследований Ханс-Вернер Зинн в интервью немецкому изданию Passauer Neue Presse: "Мы не можем позволить себе подобную политику санкций, потому что в процессе перехода на альтернативные источники энергии существенно зависим от российских поставок газа".

    И все же эксперты, особенно со стороны Германии, уверены, что санкции в отношении России постепенно исчерпают себя. Иностранные СМИ цитируют председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса, который заявил недавно, что "если не будет очевидного ухудшения и будет сохранен статус-кво, не могу себе представить, что санкции будут однозначно пролонгированы. Германский бизнес очень заинтересован в работе с российскими партнерами", отметил также эксперт.

    Согласно опросу, 70 процентов германских фирм видят в России стратегического партнера, хотят здесь работать, ни одна наша фирма не ушла с российского рынка. Более того, сейчас появились немецкие фирмы, которые проявляют к России все больший интерес. Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты полагает, что приоритетным представляется сотрудничество в тех сферах, где возможна локализация бизнеса в России. При этом речь идет преимущественно о химической промышленности и сельском хозяйстве. 

    Поделиться