17.06.2015 14:33
    Поделиться

    Минфин: Каждый десятый россиянин не читает кредитный договор

    Уровень финансовой грамотности россиян далек от идеала: каждый десятый гражданин подписывает договор с финансовыми организациями, не читая его. Статистика говорит и о том, что многие не знают своих прав и не верят в возможность их защитить: менее 40 процентов людей готовы обращаться в суд при обнаружении обмана со стороны финансистов и лишь каждый пятый уверен в справедливом разрешении таких споров.

    Такие цифры озвучили в Минфине, сделав акцент на том, что необходимо повышать финансовую грамотность населения и знание прав потребителей. Как рассказал "РГ"  директор Департамента международных финансовых отношений ведомства, руководящий проектом "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования в Российской Федерации" Андрей Бокарев, скоро азам общения с банкирами и микрофинансистами будут учить в школах.

    "В настоящее время мы работаем над созданием и тестированием учебных курсов для средней школы с первого по 11 класс. Сейчас они проходят апробацию в наших пилотных регионах, после чего будут распространяться в других школах России, - пояснил он. - Также создан курс для вузов, который предназначен для студентов неэкономических специальностей. Он тоже сейчас проходит апробацию в 15 регионах".

    "Однако подобные программы - не единственная инициатива со стороны экономистов. Так, в июне под эгидой Минфина и Всемирного банка прошел конкурс графического дизайна под названием "Хочу Могу Знаю" на тему защиты прав потребителей финансовых услуг.

    Участникам предложили сделать плакаты и видеоролики на темы "Банковская карта", "Потребительский кредит", "Микрофинансирование" или предложить свою тему. На первый этап конкурса, который проводился с начала марта, поступило свыше 300 работ из 47 городов страны (летом и осенью этого года конкурс продолжат)."

    "Победителем конкурса в номинации "Плакат" стала работа Катерины Чураковой из Петербурга, которая получила в качестве награды интенсивные курсы в Британской высшей школе дизайна. На красном фоне она нарисовала денежные купюры и придумала слоган: "Взял Красноярск - отдал Москву". Таким образом она обратила внимание на тему рисков при получении быстрых денег у микрофинансистов, использовав образы купюр с историческими видами Красноярска и Москвы номиналом 10 и 100 рублей.

    "Основной задачей конкурса было привлечение внимания к самой проблеме финансовой грамотности, призыв более осознанно планировать бюджет, - поделилась в "РГ" впечатлениями от работ руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. - Мы ориентировались на активную творческую аудиторию, которая смогла осмыслить повседневную тему по-новому. Интересно, что многие работы были основаны на игре слов, оптических иллюзиях, т.е. финансовые услуги в массовом сознании - что-то не до конца прозрачное, понятное".

    На эту тему как раз и обратили внимание Мария Живилова и Дарья Шипунова из Екатеринбурга, которые заняли второе место в номинации "Видеоролик" (первое и третье места жюри решило не присуждать). В ролике рассказана история бабушки Нины, решившей купить подарки внукам с помощью кредитки. К сожалению, она не дочитала до конца договор.

    "Нас порадовали и даже, в некотором смысле, удивили такие интересные, креативные работы молодых участников конкурса, - заметил Андрей Бокарев. - Для нас важно, что они продемонстрировали зачастую глубокое понимание вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг и вопросов, связанных с управлением личными финансами. Язык образов может быть эффективным и порою лучше доносить информацию до молодых людей, чем лекции или другие традиционные формы обучения".

    А в трудной ситуации всегда можно обратиться в консультационные центры Роспотребнадзора, напоминает Анна Попова: "Сегодня, в эпоху информационного перенасыщения, самая трудная задача - донести полезные знания до адресата. Поэтому мы активно используем все каналы коммуникации: в рамках проекта уже отпечатано 7,5 миллиона брошюр по каждой основной финансовой услуге или продукту. В них все описано ясным языком - что такое кредит, что такое заем, какие бывают страховые услуги". В ведомстве также подчеркнули, что к их специалистам всегда можно обратиться за разъяснениями или помощью при нарушении прав потребителей.

    Поделиться