Новости

Более 27 тысяч мнений высказали москвичи в ходе серии опросов о том, какой быть московской поликлинике. После анализа поступивших предложений, городские власти что-то одобрили, что-то отвергли... Что дальше? Когда ожидать перемен в этом самом близком для горожан звене здравоохранения? Об этом беседа корреспондента "РГ" с замруководителя департамента здравоохранения Москвы Алексеем Погониным.

"Озеленение" не прошло

Алексей Владимирович, чем было вызвано увольнение в начале года сразу пятерых главных врачей поликлиник? История была громкая. Поделитесь, пожалуйста, подробностями хотя бы сейчас, спустя время.

Алексей Погонин: Главная причина увольнения - нарушение принципа доступности медицинской помощи. Больные в тех поликлиниках не могли записаться к врачу в течение 10 и более дней. Сейчас все главврачи поняли, что нужно ежедневно заниматься организацией работы лечебного учреждения, а не пытаться хитрить и, простите за термин, "озеленять" свою поликлинику.

Это как?

Алексей Погонин: Дело в том, что благодаря ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) у нашего департамента сейчас ситуация не только в каждой поликлинике, но и с записью к каждому врачу как на ладони. Есть ситуационный центр, где на экране компьютера видим, что в какой поликлинике происходит. Этот центр был открыт по поручению руководителя департамента Алексея Ивановича Хрипуна. С посещения центра и изучения текущего положения дел в городских поликлиниках я сейчас и начинаю каждый рабочий день.

Информационная система в 24.00 считывает по первому свободному талону, на какое время идет запись к врачу каждой специальности. Нашлись умники, которые обманывали систему. Заводили к 23.00 каждого дня запись, к примеру, к трем несуществующим врачам, и в 00.00 компьютер сообщал, что в поликлинике имеются свободные "зеленые" талоны. Утром же этих врачей вычеркивали из сетки. Человек приходил в поликлинику, а ему говорили: вот вам талончик на прием через 10 дней... То есть по всем параметрам поликлиника "зеленая", а к врачу не попадешь! Понятно, что москвичи жаловались в департамент. Наш линейный контроль выяснил механизм "озеленения". Тотальная проверка ситуации в каждой поликлинике продолжается и сейчас. В ситуационном центре этим занимаются сутками лучшие специалисты, чьи наблюдения сразу же становятся предметом для разбирательства.

Врача вызывали?

На одном страхе в корне систему работы не изменишь...

Алексей Погонин: Согласен. Мы стараемся сделать максимально эффективной работу поликлиник. Сами врачи, например, предложили простую вещь: вести прием пациентов все 7 часов, за которые они получают зарплату. А еще полгода те же врачи-терапевты в лучшем случае тратили на это 6 часов, а кое-кто и не больше трех. Завотделениями приемом пациентов вообще занимались порой минут по 30. Остальной рабочий день уходил на так называемое ведение документации, у участковых - официально на хождение по вызовам. А уж где они действительно были по полдня, кто знает! Мы объявили борьбу за права пациента. И теперь врач работает с больными на приеме весь рабочий день с перерывом на обед и двумя технологическими перерывами по 15 минут.

Но москвичам бывает нужна помощь врача и дома...

Алексей Погонин: На это направлен еще один проект - в нескольких поликлиниках города создали выездные бригады. Там на вызовы пациентов участковые врачи больше не ходят, а выезжает бригада на автомобиле - врач и водитель. У них с собой не просто сумочка с фонендоскопом, как прежде, а укладка с портативным электрокардиографом - значит, у сердечника сразу же на месте можно снять электрокардиограмму, есть все для того, чтобы померить сахар в крови, а если потребуется - сделать укол или дать таблетку и даже выписать больничный лист. В поликлинике N 64 эти бригады состоят из молодых врачей - мужчин, - им безопаснее ходить по квартирам и подъездам, где можно встретить и хмельного пациента и просто хулигана. В итоге кажется, что врачей стало вдвое больше, хотя их столько же, сколько и было.

На прием к терапевту в любой поликлинике Москвы можно теперь попасть в течение одного-двух дней

Никому не отказывают в вызове на дом?

Алексей Погонин: Не отказывают. Но медсестры на приеме анализируют входящие звонки. Раньше москвичи часто врача вызывали домой лишь потому, что не могли попасть на прием в поликлинике. Теперь же пациенту, самочувствие которого позволяет прийти в поликлинику, сразу предложат талон к врачу на удобное для него время. Большинство горожан охотно соглашаются. Вызовов на дом стало вдвое меньше. Если человеку реально плохо - медсестры тут же переадресуют вызов "неотложке" или в "скорую помощь" - с ними у поликлиник тесный контакт. Ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и онкологическим больным чаще всего нет нужды самим идти к врачу - с ними работает отделение паллиативной помощи. Кроме того, к маломобильным пациентам поликлиники N 64 раз в месяц приходит патронажная медсестра. Врачам все это вместе взятое дает возможность сосредоточиться на реально заболевших в данный момент горожанах.

Каждому ветерану - по личному врачу

В поликлинике N 175 с начала года реализуется пилотный проект по работе с пациентами от 60 лет и старше, имеющих по три и более хронических заболевания, обострения которых часто приводят к вызову "скорой помощи" и экстренной госпитализации. Помимо артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца к этим заболеваниям относятся сахарный диабет 2-го типа, астма, хроническая обструктивная болезнь легких...

Почему выделили эту группу пациентов?

Алексей Погонин: Мы посмотрели статистику. В среднем на лечение 20% пациентов с несколькими хроническими заболеваниями уходит порядка 70% расходов здравоохранения. Они чаще других вызывают "неотложку" и "скорую помощь", лежат в стационарах, им нужно большое количество лекарств, как правило, бесплатных - многие из них льготники. Но главное - эти люди страдают, и нужно помочь им!

В чем суть эксперимента?

Алексей Погонин: К этим пациентам (отобрали группу в количестве 4,7 тысячи человек, требующих особенного медицинского внимания) в начале года мы прикрепили конкретных врачей. Но сначала провели их серьезную подготовку. Ведь если рядовой терапевт, выявив у больного риск или наличие сердечно-сосудистого заболевания, скорее всего, направит его к кардиологу, то участнику эксперимента нужно работать с ним самому. Поэтому 12 врачам на протяжении двух месяцев читали лекции лучшие специалисты города - главный терапевт, главный кардиолог, главный пульмонолог, главный эндокринолог... Знакомили их с новейшими методиками диагностики и наблюдения за развитием этих заболеваний, способами профилактики осложнений, учили комплексному подходу к таким больным. Ведь не секрет, что препараты, применяемые при лечении одного заболевания, могут оказаться опасными при другом и врач должен помнить об этом и учитывать, составляя индивидуальный план лечения больного. А главное, врачам объяснили, как "сделать" из пациентов союзников, убедить людей заняться своим здоровьем.

480 мероприятий будет реализовано к 2018 году в рамках проекта "Московский стандарт поликлиники"

В состоянии ли врач заниматься всем этим при существующем наплыве пациентов в большинстве поликлиник города?

Алексей Погонин: Нагрузка на терапевта, работающего с группой пациентов, имеющих хронические заболевания, в 175-й поликлинике была снижена с 1700 до 400 пациентов. Для врачей создали условия, чтобы он мог выделить каждому пациенту необходимое время. Например, на первый прием нормативом заложено от 40 минут до часа - чтобы заполняя карту больного, врач подробно выяснил и описал весь анамнез заболевания. На повторный визит отводится порядка 30 минут. Кроме того, поликлиника снабдила этих врачей и их медсестер мобильными телефонами, по которым пациенты в рабочее время могут позвонить им. К примеру, с вопросом: "Если я забыла вовремя выпить эту таблетку, можно ли принять ее позже?" прежде человек пошел бы в поликлинику, а сейчас он набирает номер своего доктора или медсестры.

Это сказалось на состоянии здоровья участников эксперимента?

Алексей Погонин: Они стали на треть реже вызывать "скорую помощь", меньше нуждаться и в экстренной госпитализации. Значит, можно уйти от обострений заболевания, избавить человека от боли, от стрессов и тем самым повысить качество его жизни, а значит, обеспечить эффективность работы поликлиники, и главное - удовлетворенность пациентов ее работой. В третьем квартале проект будет распространен на Восточный округ, а примерно с октября начнется распространение на всю столицу.

У 12 терапевтов в ходе эксперимента нагрузка сократилась. А у остальных врачей не выросла? Очереди к ним не увеличились, через которые к врачу на прием людям моложе 60 теперь не пробиться?

Алексей Погонин: Нет. Эти 12 взяли на себя самых тяжелых больных. Поэтому остальные успешно справляются с теми, у которых нет такого "букета" заболеваний. Очередей на прием к терапевтам нет. Причем не только в 175-й, но и в остальных поликлиниках. Талон на прием к ним можно получить в терминале электронной выдачи в этот же день или, в крайнем случае, на следующий.

О визите к врачу напомнит СМС

Опора на мнение москвичей для столичных властей в последние годы стала правилом практически в любой сфере жизни города. Но такого масштабного обсуждения, какое прошло в рамках проекта "Московская поликлиника", еще не было. Тем интереснее узнать, когда будут реализованы предложения москвичей?

Алексей Погонин: На базе их мы разработали программу улучшения качества работы поликлиник "Московский стандарт поликлиники". Она состоит из 480 мероприятий, которые должны быть реализованы до 2018 года. Мы поделили их на 4 блока, по каждому из которых в итоге будет выработан свой стандарт. На первом месте стандарт комфорта, как самый быстро реализуемый. В коридорах появятся кресла и диваны, где людям удобно ожидать приема у врача, каждый этаж оснастим кондиционерами и кулерами с водой, логистику по зданию сделаем более понятной.... Следующий блок - стандарт качества. В него войдет все, что связано с работой учреждения в целом - часы и дни работы, порядок записи на прием и его отмена, контроль за соблюдением этих правил... Третий блок - обратная связь с пациентами. И, наконец, четвертый - информационные технологии. Это внедрение электронных амбулаторных карт, электронных рецептов, СМС-напоминаний о предстоящем приеме у врача, рассылка результатов анализов по электронной почте и многое другое.

Что, на ваш взгляд, уже сегодня приблизило московские поликлиники к стандарту 2018 года?

Алексей Погонин: Еще полгода тому назад сотни тысяч москвичей испытывали сложности при записи к терапевту, а теперь они попадают к нему в течение одного-двух дней. Изменилась жизнь и врачей: в городе больше нет поликлиник с расписанием, в котором бы отводилось на прием пациента не более 5 минут - такой шаг сетки планировали прежде кое-где. Теперь у доктора на это всегда есть не менее 10-12 минут. Напомню: норму времени на одного больного никто "сверху" не спускает еще с 1987 года. Департамент здравоохранения следит за тем, чтобы врач принимал пациента столько времени, сколько требуется для оказания ему качественной помощи.

Общество Здоровье Москва Правительство Москвы Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Реформа здравоохранения