Российские предприниматели в Германии: опыт и трудности

Сколько российских предприятий присутствует на германском рынке? Как попали предприниматели из Российской Федерации в Германию? Что им нравится? Какие критические пункты все еще остаются? Есть ли задел для дальнейшего роста? Ответы на эти вопросы и советы для начала работы на немецком рынке можно найти в специально подготовленном сборнике Германо-российского форума "Инвестировать в Германии - руководство к действию для российских предприятий".

Сборник основывается на опросе 400 российских предприятий, проведенном совместно Германо-российским форумом и Торгово-промышленной палатой России. Бизнесмены и промышленники рассказали о своем опыте и трудностях, с которыми они сталкиваются в Германии.

Брошюра и исследования подготовлены рабочей группой форума "Ожидания российских предприятий от германского рынка". Представитель группы с немецкой стороны Пер Фишер подчеркнул, что опрос должен стать "одновременно базисом и инструментом для успешного диалога промышленности и политики". По словам Фишера, в брошюре представлен план инвестиций, состоящий из десяти шагов. "Мы хотим сигнализировать российским предприятиям, что их активность в Германии желательна и необходима", - подчеркнул Пер Фишер.

Акцент: предприниматели из России готовы инвестировать в экономику Германии от 50 тысяч до 30 миллионов евро

Высоко оценивая хорошую инфраструктуру и стабильную инвестиционную ситуацию, российские предприниматели указали на то, что бюрократия и визовые сложности до сих пор представляют препятствия для инвестиций. Самый благоприятный климат для российских инвесторов, как показал опрос, сложился в землях Бавария, Саксония и Баден-Вюртемберг.

Причиной обращения к немецкому рынку 30 процентов опрошенных российских предпринимателей назвали "стабильность, надежность и последовательность". Кроме того, 21 процент опрошенных указал, что Германия "является релевантной рыночной величиной с большой производительной силой". Кроме того, одной из главных причин предпочтения этой страны 18 процентов россиян называют хорошую логистику и инфраструктуру в стране. Удивительно, что лишь 15 процентов выбрали Германию для места инвестиций "из-за хорошо обученной и высококвалифицированной рабочей силы". Такие сильные стороны немецкой промышленности, как инновационная сила и научно-исследовательская мощь, впечатлили лишь 13 процентов российских предпринимателей.

Как показало исследование, около четверти российских предпринимателей занято в энергетическом секторе. За ним следует строительная отрасль (19%), транспорт и логистика, а также финансовые услуги (по 16%). Высока также доля предприятий информационных технологий и машиностроения (по 13%). Представлены российские инвестиции в электротехнической отрасли, а также в секторе туризма и консалтинга (по 9%). Представлены россияне также в области машиностроения, химической промышленности, металлургии, сельском хозяйстве и даже возобновляемых источников энергии.

Однако российские предприятия в этих отраслях работают в основном в области предоставления услуг (44% опрошенных). Немногим более четверти заняты в секторе распространения. Непосредственно в производственной области занято 13 процентов опрошенных. Около десяти процентов предприятий представлено в сфере научных исследований и разработок.

Больше всего российских инвесторов "прописалось" в федеральной земле Бавария, прежде всего в ее столице Мюнхене. За ними следует земля Свободный ганзейский город Гамбург. Солидное присутствие российских предпринимателей отмечается также в земле Северный Рейн-Вестфалия. В восточных землях, в том числе в столице ФРГ и земле Бранденбург, российские предприятия представлены в меньшей степени.

Характерно, что почти две трети всех предприятий обосновалось на германском рынке в последнее время. По 18 процентов фирм присутствуют в ФРГ более 20 лет и между 10 и 20 годами.

Более двух третьих всех российских фирм, присутствующих на немецком рынке, это малые предприятия, где работает меньше десяти сотрудников. Около четверти предпринимателей работают на средних предприятиях с числом сотрудников до 500. Лишь семь процентов всех представленных в Германии российских инвесторов - крупные предприятия, на которых работает более пятисот человек.

Однако если судить по годовому обороту, а не по числу сотрудников, то около 30 процентов предприятий можно отнести к крупным. Ведь они имеют оборот более чем 50 миллионов евро. Половина всех предприятий имеет годовой оборот менее чем один миллион евро. 19 процентов российских фирм относятся к предприятиям с годовым оборотом между одним и пятьюдесятью миллионами евро.

Среди российских предприятий, активно действующих на немецком рынке, 54 процента имеют правовую форму "Общество с ограниченной ответственностью", 11 процентов - "Акционерное общество", 7 процентов - коммандитное товарищество и 29 процентов - "Индивидуальное предприятие".

Большинство российских предприятий начинают свою деятельность в Германии с консультации в адвокатской конторе, у налогового советника или консалтинговом предприятии. Качество сотрудничества с этими фирмами россияне оценивают как "хорошее" или "очень хорошее".

Между решением открыть для себя рынок ФРГ проходит обычно от нескольких месяцев до двух лет. Некоторые предприятия используют возможности поддержки промышленности, предлагаемой немецкими землями и городами. Многие из фирм называют при этом программы Invest in Bavaria и Partner für Berlin.

Однако часто российские предприниматели отказывается от сотрудничества с немецкими учреждениями и ведомствами. Переговоры с ними проходят лишь для поддержания репутации. Немецкие власти требуют от российских предприятий при покупке немецких фирм сохранять рабочие места, а также места для обучения молодежи и придерживаться принятых в Германии социальных алгоритмов. Многие предприниматели подтвердили свое желание использовать имеющиеся в Германии структуры или объединения для своей работы, однако подчеркнули, что спектр существующих союзов не такой обширный и их деятельность не ведет к улучшению перспектив и достижению целей российских предприятий в ФРГ.

Отношение партнеров на месте российские предприниматели оценили как "приемлемое" (31%) или "очень хорошее" (65%). У немецких клиентов и сотрудников российские фирмы пользуются не таким успехом. 23 процента местных сотрудников и 22 процента клиентов не довольны нашими предпринимателями.

Среди негативных впечатлений, о которых поведали российские предприниматели, поражает разочарование некоторых из-за невысокого доверия немцев.