Бизнес Кургана потребовал порядка в сезонной торговле

Курганские предприниматели усмотрели в организации нестационарной сезонной торговли в областном центре коррупциогенные факторы. По их данным, в городе нет ни утвержденной схемы размещения, ни системы распределения торговых мест, ни понятных и прозрачных документов, регламентирующих эту сферу.

Как рассказал представитель объединения молодых предпринимателей Артем Бер, попытка получить законным путем разрешение на сезонную торговлю не удалась: оказалось, что все места либо заняты, либо перепроданы.

- Прошлой зимой один человек имел более 40 торговых точек продажи новогодних елок. Однако сам он этим бизнесом не занимался - просто брал деньги с других реализаторов. Каким образом он смог приобрести такое право, непонятно, - привел пример Артем Бер. - То же касается продажи других сезонных товаров, в том числе овощей и фруктов. Мы обратились к региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей с просьбой изучить проблему и инициировать принятие необходимых нормативно-правовых актов, чтобы сделать систему распределения мест для сезонной торговли открытой и доступной.

Сотрудники аппарата бизнес-омбудсмена располагают лишь такой информацией: сегодня право на размещение сезонного нестационарного торгового объекта в Кургане получает тот, кто обратился первым.

- Со слов предпринимателей, они занимают очередь за полгода до дня приема заявлений, - пояснил помощник уполномоченного Дмитрий Кураженков. - Но кто формирует эту очередь, непонятно. Администрация Кургана официально заявила, что в процесс не вмешивается. Фактически она устранилась от решения вопроса, хотя обращений по этому поводу к нам поступает много.

Как выяснилось, нестационарной сезонной торговлей серьезно интересуется и курганское УФАС. Руководитель антимонопольного ведомства Ирина Гагарина сообщила: уже собран огромный материал по этой теме. Тем более что проблема актуальна не только для Курганской области: в отраслевом законодательстве о сезонной торговле нет ни слова, поэтому каждый регион придумывает свои правила, изобретая свой велосипед. В Москве и Московской области, например, проводят конкурсы. Но критерии отбора, на взгляд Ирины Гагариной, применяют не вполне объективные, поскольку сезонная торговля рассматривается не с точки зрения качества оказываемой услуги, а с позиций архитектуры: не испортят ли лотки общий вид города. В Татарстане в прошлом году места распределяли по результатам обычных аукционов, а в 2016-м собираются проводить уже электронные.

- Хотелось бы найти золотую середину, - говорит Ирина Гагарина, - чтобы в результате было принято разумное решение в пользу предпринимателей, но в то же время органы местного самоуправления не самоустранялись от этой работы, поскольку обязанность организации нестационарной сезонной торговли все-таки возложена на них.

Антимонопольщики выделяют две ключевые задачи, которые должны решить местные власти: сформировать схему размещения нестационарных сезонных торговых объектов и прописать правила предоставления права торговли в точках, указанных в этой схеме. Пока же вопросы решаются на уровне переговоров предпринимателя с чиновником.

Для того чтобы исключить возможность коррупции, схема должна располагаться в открытом доступе. Безусловно, этот документ не догма, он будет корректироваться по мере необходимости. При этом предприниматели могут высказывать мнение о схеме, но не влиять на ее формирование.

Что касается отбора претендентов на право сезонной торговли, то тут эксперты не могут прийти к общему мнению. Самый подходящий вариант, видимо, все же аукционы. Однако у антимонопольщиков возник вопрос: что будет являться предметом договора? Сейчас выдают документы на право реализации товаров на торговой площадке, в то время как само это понятие законодательно нигде не закреплено. По логике, считают в УФАС, должен быть договор на аренду земельного участка. Но в таком случае вопрос регулируется земельным законодательством и соответствующими подзаконными актами. Следовательно, торги могут проводиться лишь на право заключения договора, ведь арендная плата едина для всех. Но аукцион подразумевает ценовую конкуренцию.

Вопрос организации аукционов тоже больной. По закону они не обязательно должны быть электронными. Всего в Кургане свыше 400 нестационарных торговых объектов (считая сезонные). Выходит, придется проводить четыре сотни торгов? Понятно, что это нереально. В Шадринске предложили распределять торговые места по квотам. Но этот способ не согласуется с законом о защите конкуренции.

Интересно, что сама мэрия в дискуссии пока вообще не участвует, наблюдает со стороны.

- Мы направили письмо в адрес администрации Кургана с просьбой рассмотреть предложение предпринимателей о проведении аукционов, - сообщил Дмитрий Кураженков, - но конкретного ответа пока не получили.

Кстати, на днях тему прозрачности распределения торговых мест для сезонной торговли в Кургане подняли на областном уровне: об этом губернатору Зауралья доложил уполномоченный по защите прав предпринимателей Игорь Клепинин.

P.S.

Ответ на официальный запрос "РГ" за подписью заместителя руководителя администрации города Ольги Печериной пришел, когда верстался номер. Привести текст полностью мы не имеем возможности. Если коротко, суть его противоречит заявлениям предпринимателей: схема размещения объектов сезонной торговли утверждена еще в 2013 году, она размещена на официальном сайте мэрии. Ставка арендной платы утверждена еще в 2008 году (!). На 9 июня 2015-го заключено 176 договоров аренды на право организации сезонной нестационарной уличной торговли. В 2014 году поступления от арендаторов сезонных точек составили 4,1 миллиона рублей, на 1 июня 2015-го - 2,1 миллиона. По словам вице-мэра, заявления хозяйствующих субъектов на организацию таких торговых мест удовлетворяются полностью.