Нобелевский лауреат разработал новый способ очистки воды

Нобелевский лауреат 2014 года японец Хироси Амано занялся очисткой воды с помощью ультрафиолетового излучения. Казалось бы, задача не для ученого такой величины. Тем более что сегодня именно этим способом и чистят воду на большинстве подготовительных станций. Но лауреат нашел свое "фирменное" решение проблемы. Дело в том, что он удостоен самой престижной научной премии за создание синего светодиода. Его модификации ученый и предлагает применить для очистки воды вместо традиционных установок. По оценкам Амано, это позволит не только существенно сократить расход энергии, но и повысить степень очистки.

Эта работа известного ученого очень заинтересовала молодых новосибирских ученых, аспирантов и студентов, с которыми встретился Амано. Он приехал в Академгородок по приглашению организаторов третьего международного форума "Технопром". Конечно, все хотели из первых уст услышать его нобелевскую историю. Ведь у каждого лауреата она уникальна и поучительна.

А синий светодиод действительно оказался "твердым орешком", раскусить который пытались около 30 лет ученые многих стран. Хироси Амано взялся за проблему, когда был аспирантом японского университета. Говорит, что благодаря упорству и удаче, а без этого в науке никак нельзя, ему и еще нескольким ученым все же удалось найти оригинальный способ и создать синий светодиод.

- Когда мы приступили к работе, уже были коричневые, зеленые, красные светодиоды, но они могли в сумме дать белый свет. Говоря образно, чтобы изменить мир, не хватало синего светодиода.

Ученым потребовались годы, тысячи экспериментов, чтобы внедрить технологию. Зато сегодня, пользуясь смартфонами и планшетами, мониторами компьютеров, включая свет в офисах, мы не задумываемся над тем, что "теплый" и приятный для человеческого глаза белый свет приборы излучают благодаря синим светодиодам. По оценкам специалистов, перевод к 2020 году 75 процентов освещения на светодиоды сэкономит около 500 миллиардов рублей.

Еще одна сфера интересов нобелевского лауреата тоже неожиданная - силовые трансформаторы. Скажем, сейчас на японской скоростной железной дороге "Синкансэн" используют трансформаторы весом около 16 тонн. Амано намерен уменьшить его массу в тысячи раз, до нескольких килограммов, и одновременно повысить энергоэффективность.

- Первоначально будут внедрены миниатюрные подтипы силовых трансформаторов, - сказал Амано. - Подобные есть в компьютере, где они преобразуют переменный ток, получаемый из сети. Словом, первый этап - это бытовая техника, холодильник и посудомоечная машина. Следующий - электромобили и автомобили гибридного типа. И только на следующем этапе планируется внедрение в электропоездах. На это уйдет, я думаю, минимум 10 лет.

Если ученому реализовать свои идеи, это будет настоящий прорыв в энергетике. И не исключено, что ему придется вручать второго Нобеля. Несколько таких уникумов в истории премии уже были.