В прошлом году состоялась пилотная апробация рейтинга. Произошли какие-нибудь изменения к лучшему в этом году?
Андрей Никитин: За этот год по одному из блоков - по малому бизнесу - особых изменений к лучшему не произошло. Это первый вывод. Надеюсь, те решения, которые были приняты на заседании Государственного совета в апреле этого года, в том числе создание единой структуры по поддержке малого и среднего бизнеса, та работа, которую мы ведем с "ОПОРОЙ России" по муниципальным практикам, - все это позволит продвинуться уже в следующем году.
Второй вывод. Очень многие из тех регионов, которые в прошлом году, по результатам пилотной апробации, оказались в конце, провели хорошую работу над ошибками и продемонстрировали впечатляющую динамику. Это значит, что те лучшие практики, которые мы находим по результатам рейтинга, вполне подходят для внедрения в других регионах.
И третий вывод. К регионам-лидерам подтягивается уже следующий эшелон, конкуренция становится жестче. Все больше регионов начинают задумываться, как им развивать инвестиционный климат, как им формировать благоприятную предпринимательскую среду.
А какой регион совершил самый значительный рывок вверх?
Андрей Никитин: Москва. Столица существенно продвинулась, резко сократив по многим параметрам административные барьеры.
Что должно последовать за Национальным рейтингом инвестпривлекательности регионов?
Андрей Никитин: Это лучшие практики , которые должны быть внедрены в регионах. Это реализация Национальной предпринимательской инициативы. Тут мы перешагнули экватор: большая часть законопроектов уже принята. Остальные, уверен, Госдума одобрит в ближайшее время. Думаю, что следующий год станет годом первой оценки эффектов. Мы увидим, чего удалось добиться и где нужно работу еще продолжать .
Какие еще приоритеты в работе АСИ вы выделяете?
Андрей Никитин: Второй приоритет - это механизм "инвестиционного лифта" для средних компаний. Мы не можем себе позволить развиваться только за счет внутреннего рынка, поэтому все ресурсы институтов развития должны быть направлены на снижение административных барьеров для экспорта . Нужно сосредоточить все усилия на поддержке тех компаний среднего бизнеса, которые способны стать глобальными игроками. Россия в глобальной экономике должна быть представлена не только сырьем и продукцией ОПК, но и частным сильным бизнесом .
Что будет представлять собой инвестиционный лифт для средних компаний?
Андрей Никитин: Если коротко, это связанный набор инструментов всех институтов развития, которые в этом задействованы. Эдакое одно окно. Вот есть компания, которая производит некий продукт с большим экспортным потенциалом. Она обращается в это одно окно, и мы смотрим, чего не хватает для рывка на глобальные рынки. Допустим, деньги есть, но нужно помочь с сертификацией. Где-то бизнес нужно поддержать, наоборот, финансовыми ресурсами. Для таких случаев - либо инвестиции в капитал, либо гарантии. Где-то, может быть, нужно помочь с широким распространением информации об их продукции. В этом случае велика роль торгпредств .
Наша главная задача - помочь всем, кто может что-то экспортировать, дать возможность зайти на мировой рынок.
Вернемся к приоритетам?
Андрей Никитин: Третий приоритет - подготовка рабочих кадров. Это основа для любых дальнейших действий по развитию промышленности . Не будет хороших рабочих кадров - все эти деньги, все эти стратегии можно будет умножить на ноль . Потому что должны быть люди, которые способны работать так, как нужно в современной экономике .
Четвертый приоритет, который, может быть, станет скоро одним из первых - это Национальная технологическая инициатива . Мы надеемся в ближайшее время выстроить систему управления этими технологическими приоритетами. Сейчас мы выделили девять перспективных рынков, на которых компании или консорциумы компаний из России могут стать абсолютными чемпионами. Нужно снять барьеры. Нужно продумать, как инвесторам будет выгодно заходить в эти рынки.
Деятельность АСИ изначально предполагала поддержку конкретных проектов. Какие есть результаты и будете ли вы заниматься этим дальше?
Андрей Никитин: Мы будем заниматься проектами и системными инициативами. Наши результаты - это 107 поддержанных проектов. Это рабочие места, это инвестиции, это снятые административные барьеры .
Можете назвать количество рабочих мест? Объем инвестиций?
Андрей Никитин: В рамках поддержанных проектов создано порядка 70 тысяч новых рабочих мест. А общая сумма инвестиций в проекты составила 60 млрд руб-лей.
На какой период рассчитана ваша стратегия?
Андрей Никитин: До 2018 года. Но стратегия не жесткая, она лишь обозначает некоторые тренды. Дальше все это будет развиваться от года к году, возможно, будут дополнения. Я думаю, что каждый год, как это и было у нас с прошлой стратегией, будут появляться какие-то новые дополнительные задачи. Но векторы мы уже задали.
АСИ работает уже четыре года. Какие результаты важны лично для вас?
Андрей Никитин: Я бы выделил два очень важных лично для меня результата. Во-первых, нам реально удалось вовлечь бизнес, экспертов, лидеров образования и социальной сферы в те изменения , которые происходят в стране. Десятки тысяч человек участвуют в Национальной предпринимательской инициативе, внедрении регионального инвестиционного стандарта, образовательных и социальных проектах. И это некая гарантия того, что наша работа - не просто для галочки, она нужна людям. Именно они инициируют изменения, а потом контролируют, насколько эти изменения действительно облегчают жизнь, снимают административные барьеры.
Второй важный результат - нам удалось выстроить работу с регионами. Именно поэтому, когда появляется новая идея, которую хочется распространить по всей стране, у нас есть возможность попробовать. В каком-то регионе провести пилотную апробацию, проанализировать сильные и слабые стороны и уже потом выносить продуманное решение на федеральный уровень.
И конечно, третье - наша работа с конкретными проектами. Как заметил президент на прошедшем недавно заседании наблюдательного совета АСИ, должен соблюдаться баланс между проектами и системными инициативами. Больше сотни проектов мы поддержали: помогли устранить административные барьеры, где-то добились изменения ГОСТов и нормативно-правовых актов, где-то договорились о тиражировании проекта в регионах. У предпринимателей появилось больше возможностей для роста, а у нас - больше возможностей узнать, что реального нужно бизнесу.
Вы сказали про регионы и ни слова не сказали про муниципалитеты...
Андрей Никитин: Мы начинаем только подходить к большой, сложной истории с муниципалитетами. Здесь очень важна роль региональных общественных палат, "ОПОРЫ России", "Деловой России" и их объединений на местах. Потому что муниципалитетов очень много, и они очень разные. Любые стандарты для них, как известное выражение из Дюма, - это слишком много для Атоса и слишком мало для графа де Ла Фер. Нельзя для всех прописать единый алгоритм действий, поэтому мы и сделали такую мозаичную схему - набор практик, из которых каждый может выбрать свое.
Важно, чтобы местный бизнес давал внедрению этих практик реальную оценку, все это будет предусмотрено. Пока у нас идет пилотный проект по внедрению лучших муниципальных практик, участвуют 24 муниципалитета из разных федеральных округов.