За то, что подмосковные льготники бесплатно ездят в метро, область ежегодно отдавала столице 3,8 миллиарда рублей. Москва за льготный проезд своих жителей в областном транспорте тоже платит, но гораздо меньшую сумму - 0,8 миллиарда. При этом москвичи ездят в соседний субъект на дачи, а жители области - на работу. А значит, и те, и другие платят налоги Москве. Бюджет области просто не сдюжил поездки работающих жителей в столицу. Новый закон сэкономит региону 2,3 миллиарда рублей в год, а это - две новые школы или четыре физкультурных комплекса.
По данным областного министерства социальной защиты населения, транспортные льготы имеют 2,1 миллиона жителей Подмосковья. Из них 400 тысяч человек предпочитают получать льготу деньгами, остальные 1,7 миллиона пользуются социальной картой Московской области с транспортным приложением. Более 500 тысяч держателей соцкарт имеют статус федеральных льготников, на которых областное законодательство не распространяется. К числу федеральных льготников относятся участники и ветераны Великой Отечественной войны и других боевых действий, блокадники, чернобыльцы, узники фашизма, реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий, инвалиды всех групп, в том числе дети-инвалиды, дети из многодетных семей, доноры и сироты. Все они смогут продолжать ездить в столичном метро и автобусах бесплатно.
А отменяется бесплатный проезд по Москве ветеранам труда, которых среди областных жителей 572 тысячи человек, ветеранам военной службы (34,3 тыс. чел.) и пенсионерам без льготного статуса (726 тыс. чел.). Эти граждане смогут по соцкарте добраться до Москвы на электричке или областном автобусе, но за метро и наземный транспорт в соседнем субъекте им придется платить.
"Но мы будем компенсировать проезд незащищенным слоям населения", - утверждает председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов. Право на компенсацию новый закон предоставляет тем жителям, чей доход ниже прожиточного минимума, который для пенсионера в Подмосковье сегодня составляет 6896 рублей. Таких в области около 100 тысяч человек.
Но и они смогут воспользоваться льготой только в тех случаях, если поездки по Москве необходимы им для консультации или лечения в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории соседнего субъекта. По словам председателя думского комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслава Крымова, ежегодный размер компенсации составит от 400 рублей, если льготнику нужна консультация, например, в МОНИКИ, до 6 тысяч рублей, если у него возникнет необходимость регулярно ездить туда на лечение.
Тем временем
"РГ" спросила у гендиректора "Мосгортранса" Евгения Михайлова, как быстро его ведомство сможет приспособиться к новым правилам перевозки жителей области. "Никаких проблем мы не видим, - ответил чиновник. - Для перекодировки валидаторов, чтобы они перестали считывать областные социальные карты, понадобится два-три дня".