Платоновский фестиваль собрал в Воронеже мировых звезд

Семь российских премьер, 24 страны-участницы, полсотни театральных показов и концертов, восемь выставок, международная книжная ярмарка - и 12 дней на то, чтобы все это посетить. Несмотря на кризис, жару и дачные хлопоты, на событиях Платоновского фестиваля побывало более 70 тысяч воронежцев и гостей города. Куда они потратили 22 миллиона рублей (такова выручка от продажи билетов) и на что любовались бесплатно целыми толпами, наблюдали корреспонденты "РГ". Итак, мы...

Увидели

Строительство Магнитки и красный колхоз-кибуц "Бухариндорф" - на черно-белых снимках мэтров советской фотографии Аркадия Шайхета и Марка Маркова-Гринберга, которые показывали в заброшенном цеху бывшей типографии "Коммуна". Хроника первых пятилеток помогла воронежцам представить себе эпоху Андрея Платонова. Рядом висели увеличенные копии газетных полос того времени, где писатель публиковал рассказы, стихи и заметки на злобу дня - о том, как "у рабочих руки не двигаются от голода и душа поет от радости".

"Лики" и "Формулу революции" Павла Филонова - самого загадочного русского авангардиста, чьи картины очень хрупки и почти не экспонируются. Русский музей привез в Воронеж более 40 его работ, назвав эту персональную выставку третьей по значимости за всю историю.

"Жонглеров Гандини" - одну из самых известных команд, работающих в жанре "нового цирка". Англичане впервые сыграли в России шоу "Smashed/Вдребезги", где виртуозно управлялись с 80 яблоками и расколотили четыре чайных сервиза.

Премьеру в РФ балета Vertigo20, где израильский хореограф Ноа Вертайм заставила танцоров преодолевать законы гравитации: "Человек должен делать усилие, чтобы отрываться от земли, и в этом его свобода. Самостоятельны мы или все предопределено свыше? Ортодоксальные евреи ищут ответы в Торе, я же - через пластику".

Волшебных марионеток Филиппа Жанти в объехавшем весь мир спектакле "Не забывай меня", полном оптических иллюзий и образов из страшных снов. Новая версия этой работы приглашены на международный Чеховский фестиваль, который тесно сотрудничает с Платоновским.

"Дзен-балет" гуру современного танца с Тайваня Лин Хвай-мина - его "Рис" в Воронеже появился раньше, чем в Москве (на Чеховфесте), Париже и Нью-Йорке. Азиаты изобразили путь рисового зерна от ростка до сожженной стерни - аналогичные стадии проходит и человек. А потом вновь наступает весна и возрождение.

В День России по главной улице Воронежа с оркестром прошел парад уличных театров из Германии, Испании, Польши и РФ. Танцующие великаны, медузы, смерть на ходулях и Пушкин с Гоголем, устроившие гонку на велосипедах, повеселили около 15 тысяч зрителей.

По вечерам люди смотрели шедевры немого кино - как положено, с тапером.

Услышали

Гоголя на итальянском и грузинском - "Записки сумасшедшего" в постановке Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили и Emilia Romagna Teatro Fondazione впервые оказались в России и удивили воронежцев юмором и эксцентрикой. Фантазия режиссера заставила иных зрителей обратиться к оригинальному тексту, чтобы проверить, что же осталось от него в спектакле.

Белорусскую музыку на дрели и электропиле сыграла группа Drum Ecstasy на проекте "Музыка мира". Восемь часов подряд в воронежском "Гранд-Каньоне" - спорткомплексе "Белый колодец" на дне мелового карьера - смешивали этнические стили с роком и электроникой. На сцену вышли, в частности, никогда не бывшие в нашей стране ливанка Ясмин Хамдан, которую называют "иконой арабского мира" (ее композиция "Hal" из фильма Джармуша "Выживут только любовники" номинировалась на "Оскар"), и темнокожая соул-певица из Израиля Эстер Рада.

Советские хиты на сковородофоне, гонгах, цепях и других шумных инструментах исполнил некогда первый в СССР ансамбль ударных Марка Пекарского. Чтобы разбудить публику и заглушить ее мобильники, музыканты начали с оглушительной увертюры. Пожалуй, этот опыт можно брать на вооружение!

Баха и Вивальди на баяне - с симфоническим оркестром в Воронеже выступил француз Ришар Гальяно. Ученик Астора Пьяццоллы на своем "народном" инструменте воспроизводил партию скрипки, делая классику "домашней".

Псалмы на латыни спели в самом странном спектакле программы "Дом. Эрос. Вера" молодые словацкие художники. Они попытались раскрыть три главных, по их мнению, понятия в жизни с помощью музыки, кукол и рисунков на стекле.

Мелодию староузбекского языка вплел в саундраму "Семь лун" по притче Алишера Навои знаменитый театр "Ильхом" из Ташкента. Актеры говорили в основном по-русски, а древний текст звучал наравне с музыкой, скрипами и криками. Экзотическое действо очень впечатлило публику, доказав, что Восток и Запад все-таки могут сойтись вместе.

Горожан повеселили тацующие великаны, медузы и Пушкин с Гоголем на велосипедах

Печальные песни под гитару и ритмичную чечетку подарили слушателям коллеги легендарного создателя "нового фламенко" Пако де Лусии - трибьют-шоу "За пределами памяти" в России представили впервые, дальше оно поедет по миру. Музыканты "нагуглили" историю о том, как в 1989-м на окраине Воронежа приземлилась летающая тарелка, и живо интересовались подробностями.

Узнали

Что "истинный враг народа - сплоченное большинство": эту максиму из пьесы Ибсена не раз повторил доктор Стокман, герой спектакля "Враг народа". Лев Додин поставил его в МДТ, ну а в Воронеже в постановке увидели намек на местные дебаты о разработке никелевых руд.

Что гобой - самый тяжелый для игры инструмент: музыканты тратят до 80 процентов рабочего времени на то, чтобы выточить под себя трость (камышовые пластинки, которые вибрируют и производят звук). Выдающийся гобоист Алексей Огринчук из оркестра Концертгебау (Амстердам) рассказал, что выбрал свою судьбу в девять лет, и никакие тяготы его от музыки не отлучили.

Что великий пианист Николай Луганский играет для родных джаз, поп и босанову, но на сцене остается верен композиторам-романтикам, каждый из которых - целая планета.

Что на кухне у сценариста Юрия Арабова (по его текстам сняты "Молох", "Телец", "Фауст" и многие другие фильмы Сокурова) живет "гасик" - домовой, который отвечает за электроприборы.

Что спектакли на русском языке по-прежнему собирают в бывших советских республиках полные залы: "Ильхом" в Ташкенте и Рижский русский театр имени М. Чехова популярны среди представителей титульных наций.

Прочли

Цитаты из Платонова в дни фестиваля мелькали по всему городу - на спинах волонтеров и зрителей. Яркие футболки с принтами продавали в "Коммуне", и после 23-00 по опустевшим улицам гулял в основном "меченный" таким образом народ. Писательское слово встречало людей на выставках и поэтических чтениях, звучало на торжественных церемониях. Мы выбрали для вас три реплики.

"Только буржуи и бабы могут сегодня безумствовать и забываться от восторга, мы же, пролетарии и мужественные коммунисты, должны проработать сегодня до утра и позабыть себя в труде и сопротивлении, а не в радости. Нас ждут величайшие победы в будущем, и мы подождем смеяться" (из газетной заметки).

"Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят наши души... Невозможное - граница нашего мира с другим" (из письма к жене).

"...искусство должно здесь, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость" (из записной книжки).

Справка "РГ"

Международный Платоновский фестиваль проводится в Воронеже ежегодно в июне по направлениям: музыка, театр, изобразительное искусство и литература. Публику знакомят как с бесспорными достижениями, так и с экспериментами. Под открытым небом проходит масштабная ярмарка некоммерческой литературы, бесплатные концерты и перформансы. В специальную программу выделены произведения, посвященные наследию крупнейшего русского прозаика ХХ века - Андрея Платонова (1899-1951). Автор романов "Чевенгур" и "Счастливая Москва", повестей "Котлован", "Ювенильное море" и "Епифанские шлюзы" родился и некоторое время работал в Воронеже. Буклет и фотогалерея на сайте: www.platonovfest.com.

Михаил Бычков, худрук международного Платоновского фестиваля искусств:

- Мы с большим волнением ждали пятого фестиваля. Думали, сумеем ли в столь сложный год продвинуться вперед в своем развитии, расширить аудиторию. Наверное, во многом это удалось. Масштаб фестиваля говорит сам за себя, интерес к нему воронежцев самых разных возрастов, профессий, национальностей, вероисповеданий необычайно велик. Я горжусь нашим городом, потому что уровень публики сегодня, ее вежливость, доброжелательный интерес ко всему новому и готовность проникать в смысл художественных произведений отличают Воронеж от многих городов России и зарубежья.