Непростая ситуация
- После прихода в Севастополь новых подводных лодок 636-го проекта и истечения срока эксплуатации гарантийное обслуживание этой техники будет осуществляться на нашем заводе, - сообщил "РГ" директор ГУП "Севастопольский морской завод" Александр Юрьев. - Корветы, строящиеся на заводе "Янтарь", тоже будут модернизироваться и ремонтироваться на нашем предприятии - ориентировочно после 2020 года.
Будущее предприятия теперь более чем оптимистично. А досталось оно городу в полуразрушенном состоянии. Оборудование не обновлялось, завод приходил в упадок. Сегодня территория выглядит удручающе - ветхие строения, дырявые крыши, ржавеющие производственные площадки. Удивительно, но при этом основные судоремонтные узлы в рабочем состоянии: в доказательство этого в огромном сухом доке завершается ремонт сухогруза.
- В течение 23 лет развитие завода было заморожено, в поддержание основных фондов не вкладывалось ни копейки, - говорит Александр Юрьев. - В половине строений протекает кровля. Последний раз оборудование закупалось в середине 1980-х, с тех пор оно устарело морально и физически. Около 50 процентов станочного оборудования сохранилось благодаря патриотизму заводских ветеранов. Все держалось на их энтузиазме.
По оценке директора, по технологическому оснащению СМЗ отстал от других российских судостроительных предприятий на 30-40 лет и не отвечает современным требованиям промышленности.
"Звездочка" поможет
Возрождение завода по инициативе правительства России началось с сотрудничества с "Центром судоремонта "Звездочка". 30 апреля был подписан договор о передаче основных производственных мощностей "Севморзавода" филиалу "ЦС "Звездочка" в аренду на 11 месяцев. За это время ГУП "Севморзавод" должен подготовиться к акционированию.
- Этот контракт - временная мера, необходимая для того, чтобы привести завод к современным нормативным требованиям, - говорит Юрьев. - В России изменились формы контроля и отчетности. "Звездочка" за десятилетия в составе ОСК приобрела опыт работы по современным стандартам, ее специалисты сейчас помогают нам оформить документы. Я считаю, что это соглашение - единственный способ совершенствования "Севморзавода" до уровня современных предприятий, чтобы он стал конкурентоспособным в сфере судоремонта и судостроения.
Для ремонта гражданских судов нужно получить сертификаты Российского морского и речного регистра, а для выполнения оборонных заказов - лицензию Министерства обороны РФ на ремонт военной техники. Для этого надо наладить и освидетельствовать все оборудование, гидротехнические сооружения, грузоподъемные средства. Это потребует серьезных финансовых затрат.
Руководство ОСК сообщило, что в модернизацию "Севморзавода" за три года планируется вложить около семи миллиардов рублей. Однако, прежде чем совершенствовать производство, нужно принять производственную программу. Ее сейчас разрабатывает филиал "Звездочки".
Документы для акционирования ГУП "Севморзавод" будут подготовлены к концу 2015 года. Акционерами выступят правительство Севастополя и Объединенная судостроительная корпорация, а их доли будут зависеть от результатов оценки активов завода и объема средств, которые ОСК потратит на выкуп акций. Частный капитал при этом привлекать не планируют.
Кроме этого, как рассказал "РГ" начальник управления по вопросам функционирования свободной экономической зоны правительства Севастополя Сергей Смирнов, ГУП "Севморзавод" готовится стать участником СЭЗ Севастополя.
Где взять рабочих?
До конца 2015 года предприятие обеспечено заказами. До заключения контракта со "Звездочкой" выполнены два самостоятельных заказа на ремонт гражданских судов. Танкер "Ленанефть-2068" уже покинул сухой док, а ремонт речного грузового судна "Арман-2" находится на завершающем этапе. "Звездочка" на мощностях СМЗ отремонтировала танкер "Кострома" и готовится к ремонту двух нефтяных платформ "Черноморнефтегаза". Затем на заводе проведут модернизацию танкера и достройку плавучего крана грузоподъемностью 1200 тонн, строительство которого началось еще при Украине, но было заморожено.
- Заказы, полученные "Севморзаводом", пришли напрямую, никто ими с нами не делился, - отметил директор предприятия.
С развитием производства СМЗ увеличит штат. Сейчас на заводе трудоустроены 300 человек, а также привлечены около 100 работников "Звездочки". Для выполнения заказов до конца года этого штата будет достаточно. Однако на "Севморзаводе" отмечают нехватку в Севастополе рабочих корабельных специальностей - сварщиков и судосборщиков. За последние десятилетия профтехучилища их попросту перестали готовить.
- Сейчас у нас очень небольшой процент молодых специалистов, - сообщил Александр Юрьев. - Это произошло из-за того, что долгое время уровень заработной платы на заводе был очень низкий, люди переходили в частные предприятия. Мы ведем с ними переговоры, они готовы вернуться на завод, но для этого надо обеспечить достойную зарплату. В городе также необходима подготовка начального звена производственных рабочих. Важно, чтобы наши рабочие-ветераны смогли передать новому поколению свой опыт и навыки.
"Севморзавод" намерен нынешним летом подать заявки на подготовку специалистов в Севастопольский государственный университет и профтехучилища города, после того как будет окончательно сверстана производственная программа. Минобрнауки РФ, со своей стороны, готово поддержать восстановление в Севастополе системы профессионально-технического образования.
- Задача системы профессионального образования - готовить кадры для социальной сферы, промышленности города, и поэтому ее создание будет скоординировано с реализацией стратегии развития Севастополя, - сообщил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. - Движение по этому пути уже идет. В департаменте образования Севастополя разрабатывается программа профтехобразования, она будет готова этим летом. Мы включим коллег из Севастополя во все наши федеральные проекты по поддержке среднего профессионального образования в регионах.
Справка РГ
"Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе" - старейшее судоремонтное и судостроительное предприятие, 11 июня он отметил 232-летие. На заводе были построены знаменитый бриг "Меркурий", легендарные крейсер "Очаков" и броненосец "Потемкин". Во время Великой Отечественной войны здесь было отремонтировано 600 кораблей Черномосркого флота. С 1952 года СМЗ стал строить мощнейшие в СССР плавкраны. Предприятие располагается на двух производственных площадках общей площадью 53 гектара. После распада СССР завод был приватизирован, последним владельцем являлся украинский президент Петр Порошенко. За это время штат рабочих сократился с 15 тысяч до 200 человек. 28 февраля 2015 года "Севморзавод" был национализирован постановлением правительства Севастополя вместе с 11 предприятиями-спутниками. В апреле 2015 года он получил первые заказы на судоремонт.