Шиндлер провозгласил перед членами комитета: "Я никогда не воспринимал США как противника или как объект слежки, поэтому для меня соглашение о запрете взаимного шпионажа было бы желательным". Однако президент BND отметил, что с ноября 2014 года стороны не рассматривали подписание договора на уровне спецслужб.
В немецких СМИ ранее сообщалось о том, что правительство ФРГ и канцлер Ангела Меркель лично ввели в заблуждение немецкую общественность, объявив перед выборами в бундестаг осенью 2013 года о подготовке соглашения No Spy. Этот шаг был ответом на раскрытие американских шпионов в BND и в министерстве обороны ФРГ, а также на разоблачения Эдварда Сноудена.
По мнению оппозиции в бундестаге и СМИ, Меркель заранее было известно о том, что подписание соглашения - иллюзия, призванная успокоить избирателя после серии скандальных случаев. Ведь для канцлера трансатлантическое сотрудничество всегда было приоритетом, а удар по репутации союзника нежелательным. Однако публикации в СМИ с сенсационными разоблачениями шпионской деятельности спецслужб США на территории Германии подрывали общее доверие к Вашингтону и, соответственно, к Меркель и ее партийному блоку.
Герхард Шиндлер пытался развеять подозрения в умышленном обмане общественности. Он рассказал, что слова No Spy впервые были произнесены в мае 2013 года. Именно тогда стало известно о прослушке телефона Ангелы Меркель. Сотрудники BND нанесли ряд визитов в США, чтобы рассмотреть возможности сотрудничества. По уверению Шиндлера, 5 августа 2013 года американцы сами сделали предложение о совместном договоре. Американская сторона, однако, подчеркнула, что для подписания договора необходимо согласие президента США. Однако постепенно "энтузиазм Вашингтона угас". Ведь именно в это время, летом 2013 года, был раскрыт американский шпион в BND. "После этого невозможно было и думать о соглашении по запрету взаимного шпионажа", - признался Шиндлер, который был на посту президента Федеральной разведывательной службы с января 2013 года.
Именно в 2013 году была проведена первая систематическая проверка базы данных в BND. Член комитета по расследованию, депутат Левой партии Константин фон Нотц указал на совпадение двух фактов. Параллельно с посещением главы германской разведки в августе 2013 года коллег в Вашингтоне сотрудник станции BND в городе Бад Айблинг "случайно" нашел списки так называемых "селекторов" с данными объектов слежки за европейскими и немецкими политиками и концернами. Депутат связал это совпадение с прямым указанием "сверху" почистить списки перед выборами. Ведь не ровен час, появятся новые разоблачения Сноудена и тогда... Однако Шиндлер решительно опроверг сам факт совпадения и то, что указание пришло из администрации канцлера.
В общей сложности BND обнаружила 560 миллионов данных объектов слежки США за германскими гражданами. Однако, по словам Шиндлера, федеральная разведслужба никогда не получала информации от американских коллег о найденных электронных метках немецких граждан. Тем не менее, узнав об этом, правительство ФРГ прекратило кооперацию с американскими спецслужбами по сбору и сортировке данных об объектах слежки.
В целом президент Федеральной разведслужбы указал, что BND строго руководствуется законом и конституцией, следя лишь за иностранными гражданами за рубежом. Ведь в законе BND проводится разница между иностранцами за границей и гражданами Германии. Шиндлер не подтвердил практику целенаправленной прослушки с 2002 года граждан европейских стран на территории Германии. Ведь они также защищены законом.
Депутат от СДПГ Кристиан Флизек задал наводящий вопрос: "То, что происходило в городе Бад Айблинг, все же нарушение закона о защите данных?" Депутат имел в виду как раз массовую слежку за европейскими политиками и бизнесменами на базе станции BND по запросу США. Шиндлер ответил: "Когда происходила прослушка с ведома администрации канцлера, то кто-то знал об этом и уже продумал процесс". Шиндлер отметил, что сбор данных в Бад Айблинге происходит за границей ФРГ, а там нет ряда ограничений, которые действуют для граждан Германии. По его мнению, это весьма важный пункт для суждения о деятельности разведслужбы.
Отрицал Шиндлер и участие BND в сборе данных для нацеленного уничтожения людей американскими беспилотниками. По его словам, передача метаданных американским спецслужбам не была противозаконной. "Метаданные необходимо также различать. Ведь с помощью телефонного номера никого нельзя убить. Все наши данные были хорошо защищены, и для меня не существует проблематики уголовного преследования. По крайней мере, во время моего пребывания на посту президента", - заявил глава спецслужбы.
Наряду с этим Шиндлер признал сотрудничество с американскими спецслужбами в Бад Айблинге. Однако подчеркнул, что Федеральная разведывательная служба Германии не передает списки "селекторов" Агентству национальной безопасности США, а обрабатывает свои собственные списки объектов слежки. В это же самое время американские спецслужбы используют на базе станции "свои отдельные каталоги". Шиндлер уверил, что найденные данные немецких граждан постоянно фильтровались. По словам президента контрразведки ФРГ, АНБ получало от BND только данные спутникового наблюдения кризисных регионов. Однако проходил и обмен сырыми базовыми данными, которые были главными данными объектов слежки.
По словам главы немецкой контрразведки, американцы заверили немецкую разведслужбу, что экономического шпионажа с территории ФРГ также не велось. Шиндлер признал, что среди объектов слежки были и немецкие фирмы, и граждане, однако их телефонные номера и спецификации были собраны в особую графу, которая была исключена из общего разведывательного процесса.
Герхард Шиндлер уверил депутатов, что и далее будет проводиться проверка работы Федеральной разведслужбы Германии. Ведь за полтора прошедших со времени первых скандалов года, признался президент спецслужбы, ему не удалось провести окончательное расследование ситуации. Однако он заявил, что его целью было и остается полное прояснение ситуации в юридическом и техническом смысле. "Такого случая больше не произойдет", - пообещал Шиндлер.