Юрию Соломину исполнилось 80 лет

Актеры играют роли не только на сцене и на съемочной площадке, но и в жизни. Кем только не довелось быть в жизни нынешнему юбиляру, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственного Малого театра Юрию Соломину! Вспомним некоторые из ролей, доставшихся Юрию Мефодьевичу за 80 лет.

Учащийся

Рука висит на марле, сам припадает на одну ногу, по лицу видно, как ему больно... Но совсем маленький Юра Соломин ходил по улицам тыловой Читы 1941-1942 годов целым и невредимым, лишь играя раненного на фронте бойца, он просто хотел быть вместе со всеми, чтоб люди говорили: "Надо же, маленький, а тоже воевал..." Что же касается учебы, то тут Юрий, сын музыкантов, в разные годы успевал по-разному. В школе отличником не был, получал и "двойки", и "колы", в музыкальной школе упорно увиливал от занятий. С приятелем они постоянно торчали в кино, в двадцатый раз пересматривая "Кубанских казаков", распевая на весь зал звучащие с экрана песни.

Хохот он услышал и в свой адрес - когда читал приемной комиссии в Щепкинском училище совершенно не смешные "Стихи о советском паспорте" Маяковского. Поступив, он учился так, что на сцену Малого вышел уже второкурсником, в спектакле "Иван Грозный" - правда, в массовке, но с громкой репликой: "Мы, ремесленники от Мясницких ворот!"

Разведчик

"Павел Андреевич, вы шпион?" - "Видишь ли, Юра..." Не все уже помнят эту крылатую реплику, а какое-то время назад диалог белогвардейского капитана Павла Кольцова и его собеседника-гимназиста входил в фольклор, почти как шутки про Штирлица.

Нет, конечно, он был не шпион: наверное, во многом благодаря персонажу из телефильма "Адъютант его превосходительства", безусловно, одному из ярчайших в кинокарьере Юрия Соломина - да и во всем советском кино - наших героев, работающих на территории врага, стали называть не "шпионами", а "разведчиками".

Артист Малого театра Юрий Соломин имел к тому времени хорошую театральную репутацию и несколько малозаметных работ в кино. Сыграв же в 1969-м в фильме Евгения Ташкова не аса разведки, а ясноглазого интеллигента, разговаривающего тихо, но твердо, способного на человеческие чувства, "железного" внутри, но не снаружи, он сломал все стереотипы, фактически создав советского героя нового типа.

Но над образами людей из спецслужб, не перестающих при этом оставаться людьми, Соломин начал раздумывать еще раньше, с роли... немца из телефильма "Сильные духом". Он сыграл шефа гестапо как врага, достойного того, чтобы ему противостоять, умного и интеллигентного. А образы советских "агентов 007" продолжил в картинах "Инспектор уголовного розыска", "Преступление", "Крик тишины" и, конечно же, "ТАСС уполномочен заявить...".

Руководитель

Однажды Юрий Мефодьевич гулял на даче с коляской - в 90-м у него родилась внучка Саша - и вдруг к даче подъехала правительственная черная "Волга". В доме кроме жены и дочки он увидел двух посланников премьер-министра Ивана Силаева. Художественного руководителя Малого театра России призывали на руководство большой российской культурой.

Соломин, подумавший, что нельзя быть в стороне, если можно принести пользу делу, согласился, но с одним условием - что сохранит за собой пост худрука Малого. Силаев отнесся к этому с пониманием и даже сказал что-то вроде того, что "нам нужны подвижники". Подвижничество Соломина в первом правительстве новой России длилось около полутора лет, но было плодотворным. Из заметных дел народного артиста в роли министра: он, например, отстоял проценты бюджета, выделяемые на культуру, "пробил" постановление правительства "О социально-экономической защите и государственной поддержке театров...", сохранил бесплатные музыкальные школы, сделал все, чтоб театрам не была возвращена "норма" сыгранных спектаклей... Заявление об отставке Соломин написал, когда узнал, что за его спиной и вопреки его мнению был подписан документ об объединении минкультуры и агентства по туризму...

Отношения с нынешним министерством культуры у Малого, по словам худрука театра, "рабочие". В здании сегодня большой ремонт. В лихие 90-е, когда в стране почти ничего не снималось, Малый с репертуаром, изобилующим русской классикой, не простаивал, артисты имели стабильную работу и зарплату им никогда не задерживали.

Артист

Он выходил на сцену в день смерти отца, а в другой раз - с таким давлением, что за кулисами дежурил врач. И работал на сцене так, что гипертония уходила без лекарств, страшный насморк прекращался сам собой, кровь, идущая носом, останавливалась.

В театре, где в начале 60-х играли Царев, Бабочкин, Ильинский, Жаров, на вторых планах можно было оставаться бесконечно. Но и когда Игорь Ильинский, режиссер "Ревизора", пригласил Соломина на главную роль, то маститые партнеры по спектаклю, в разное время игравшие Хлестакова, так измучили молодого артиста советами, что он был готов отказаться от роли. Хлестаков состоялся ("Соломин трудную роль играет ответственно и умно..." - писал в 1966-м о его работе Виктор Ардов). Но вплоть до 70-х - снова ни одной главной роли в Малом!..

В кино же директор театра Царев отпускал артистов с трудом, на заявлениях обычно писал резолюцию: "В свободное от театра время". В эти годы Соломин сыграл заметные кинороли, но все - лишь в отпуск или когда не был занят в театре. Лишь раз его отпустили на 8 месяцев, но это когда речь зашла о съемках в "Дерсу Узала" Акиры Куросавы...

Сегодня худрук Малого театра продолжает выходить на родную сцену - например, совершенно новым для русского театра Фамусовым, жизнелюбом, полным сил и желаний мужчиной, хлопотливым папашей, вдовцом, в одиночку тянущим дом. Словом, опять "трудную роль играет ответственно и умно".

- Мне нравится быть артистом, - говорит сегодня в интервью Соломин. - Это с детства.

Кстати

Сергей Урсуляк, кинорежиссер:

- Юрий Мефодьевич - моя любовь с детства и до сегодняшнего дня. Он актер предельной органики - все же школа Малого театра! - и широчайшего диапазона: мы знаем его как лирического героя, а ведь он еще и удивительный характерный артист, комик! То недолгое время, что мы с ним работали над "Исаевым", мы прекрасно ладили - он человек интеллигентный, спокойно ведет себя на площадке, понимая все сложности режиссерской работы. Хотя сам такого уровня и значения артист, что мог бы вести себя как угодно и все бы ему простилось. Я очень завидую студентам, что у него учатся, - ведь в перерывах, когда мы общались, Соломин очень много говорил о своих учениках из Щепки. Было видно: он думает о них постоянно.