Данные, которые собирались на протяжении трех месяцев в результате получения 150 официальных выписок из государственных реестров о регистрации массмедиа на Украине, а также еще 100 подобных документов в Белизе, Великобритании, Дании, на Виргинских островах, Кипре, Нидерландах и ряде других стран, неутешительны. Они свидетельствуют о том, что подавляющее большинство украинских СМИ юридически "существуют" в закрытых офшорах. И подобное коррупционное явление имеет масштабный характер.
Были получены материалы о 29 общенациональных украинских телеканалах, 21 печатном массмедиа - газетах и журналах, а также о 10 популярных радиостанциях. Выяснилось, что у 43 из 60 СМИ не указан реальный владелец. В качестве собственников не указаны конечные бенефициары, а хозяева таких массмедиа "скрыты" в трастовых компаниях и длинной цепочке юридических лиц.
Как уверяют эксперты, можно говорить о так называемой "матрешке". Владельцем подобных СМИ является компания, которая учреждена еще одной или несколькими другими фирмами. Причем речь идет даже о крупных медиахолдингах, за которыми на Украине стоят известные политики и олигархи. Достаточно сказать, что учредителями указанных 60 средств массовой информации являются 250 юридических лиц. Таким образом, в результате подобных коррумпированных схем становится неизвестным, в чьих интересах данные СМИ распространяют ту или иную информацию.
Сейчас у украинских властей даже нет реальных юридических рычагов для того, чтобы повлиять на подобную ситуацию, что, разумеется, делает невыполнимым требование Брюсселя о гармонизации местного законодательства в рамках широко анонсированной борьбы с коррупцией, о которой так любит твердить официальный Киев.
Дело доходит до абсурда. Несколько недель назад на Украине был принят закон, согласно которому компании, которые не желают раскрывать своих бенефициаров, могут сделать в соответствующие юридические службы "простое" заявление о том, что, дескать, они таких попросту не имеют. А Национальный совет по телерадиовещанию в настоящий момент не имеет полномочий, квалификации и возможностей в вопросах контроля за конечными бенефициарами в соответствии с теми документами, которые подаются теле- или радиокомпанией. Хотя еще в начале 2014 года у него такой инструментарий был, и владельцы вещательной СМИ-"матрешки" могли лишаться лицензии. В результате сейчас для процветания коррупции в вещательных массмедиа на Украине создана благодатная почва. Известно о случаях, когда крупные корпорации заказывают рекламу на десятки миллионов долларов на популярном спортивном телеканале во время топовых футбольных матчей, но она в эфире не появляется, а деньги уходят в офшоры.
Впрочем, дело не только в названиях фирм, считающихся собственниками и бенефициарами тех или иных СМИ. Имена главных медиаолигархов Украины, по крайней мере - владельцев большинства телеканалов, давно известны. Так, крупнейший телеканал "Интер" и несколько "нишевых" телеканалов поменьше принадлежат Дмитрию Фирташу и его давнему партнеру, экс-главе президентской администрации Януковича Сергею Левочкину. Главный конкурент "Интера" в украинском эфире - канал "1+1" - собственность Игоря Коломойского. Ему также принадлежит бывшее государственное информационное агентство УНИАН и ряд популярных новостных сайтов. Еще три телеканала из первой десятки рейтингов - СТБ, ICTV и Новый канал - входят в медиахолдинг StarLightMedia миллиардера Виктора Пинчука, зятя экс-президента Кучмы. Есть свой крупный информационный рупор и у Рината Ахметова - телеканал "Украина" (холдинг Media Group Ukraine, включающий в себя газету "Сегодня", радиостанции и спортивные телеканалы). Наконец, информационный телеканал "Пятый" - собственность президента Петра Порошенко, и единственный актив, который тот отказался продавать.
В нынешней политической ситуации на Украине быть собственником СМИ, а тем более телеканала - это не только деньги, но и политическое влияние, которым указанные собственники активно пользуются. Так, "1+1" помимо разжигания антироссийских настроений используется Коломойским и как "дубина" в борьбе с тем же Порошенко. В свою очередь, "Интер" играет ту же роль в борьбе Фирташа с Коломойским. Прекрасно известны если не юридические адреса владельцев, то имена фактических хозяев и руководителей печатных и электронных изданий Украины. Так, едва ли не единственным украинским олигархом, не имеющим собственного телеканала, но зато владеющим крупнейшим издательством и наиболее рейтинговыми интернет-изданиями, является Сергей Курченко. Эти активы он незадолго до "евромайдана" купил у нынешнего главы президентской администрации Бориса Ложкина за несколько сот миллионов долларов.
Соответственно, ни о какой независимости журналистов, там работающих, речи не идет - интересы хозяев они отстаивают либо за дополнительные гонорары, либо под угрозами. Как это происходит, можно понять по известной "прослушке", когда еще не президент Порошенко, не сдерживая себя в лексических оборотах, дает указания редактору "Пятого", как именно телеканал должен освещать его деятельность.
Жесткая субординация на телеканалах, в газетах и новостных сайтах не исключает, впрочем, "низовой" коррупции, когда издания публикуют откровенную "джинсу" или, наоборот, получают плату за отсутствие критики в адрес тех или иных персонажей украинской современности.
Например, весной в Сеть просочились внутренние документы пиар-агентства, отстаивавшего интересы одного из украинских богачей, тоже имеющего медиаактивы. Речь в переписке шла о ежемесячной оплате отсутствия критики в его адрес со стороны конкурирующих изданий, конкретных журналистов, а также топ-блогеров. "Абонентская плата" колебалась от 2-3 тысяч долларов в месяц для журналистов и блогеров, до 30 тысяч и более для изданий. Причем в списке оказались СМИ, являющиеся рупорами "демократической украинской журналистики", не устающие декларировать свою неподкупность.