За плечами авторов исследования - научного руководителя центра Олега Морозова и его директора Михаила Васильева - богатый политический опыт, в том числе двадцать лет работы в Госдуме и администрации президента (Морозов возглавлял Управление внутренней политики АП). Авторы считают, что их труд будет полезен для депутатов, управленцев разного уровня, экспертного сообщества.
Как рассказал "РГ" Олег Морозов, авторы совершили новаторскую попытку сопоставить теорию федеративной системы с естественно-научными знаниями в области математики, химии, биологии и т.п. Получилась сложная формула, суть которой, по его словам, формулируется просто: "Любая система стремится к хаосу и самоуничтожению или, наоборот, к самоорганизации". Путем математических вычислений ученые установили, что федеративная Россия проявляет тенденцию к самоорганизации в пропорции 62 на 38. При этом тренд на стабилизацию и консолидацию усилился в результате "крымской весны".
Однако любая нестабильность создает давление на систему. Поэтому авторы дают свои рекомендации, как минимизировать риски. Речь, в частности, о стабилизации политической системы. Авторы называют в качестве одной из составляющих равный доступ партий к участию к выборам, сведение фальсификаций к нулю. Как важнейший фактор устойчивости федеративных систем - в том числе и российской - они рассматривают федеративное управление финансами. "В этом смысле мы предлагаем взять на вооружение позитивный мировой опыт, в частности Германии, - объяснил Олег Морозов. Именно в этой стране наиболее отлажена система распределения налоговых поступлений и финансового выравнивания. Каждый из уровней власти имеет свой источник доходов, достаточный для финансовой автономии. Так, федеральный центр полностью получает доходы от налогов на бензин, табак, кофе, страхование, а также от пошлин. Землям же поступают налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво, общинам - на землю, доход от налогов на потребление и т.п. В целом в федеральный центр поступает примерно 45 процентов всех налоговых доходов, землям достается чуть более 37, общинам - 13, еще около 5 перечисляются в бюджет Евросоюза.
Обществоведы также исследуют диспропорции, сложившиеся в регионах. Так, подушевой объем валового регионального продукта начинается от 30 тыс. рублей в Ингушетии и заканчивается 820 тыс. в богатой нефтью и газом Тюменской области. В итоге в субъектах неравные условия для самостоятельности: 45 процентов всех поступлений идет в консолидированные бюджеты пяти регионов, где проживает 22 процента населения. "Возникает реальная угроза территориальной автономности регионов, нарушения единства социально-экономического пространства, а также дискриминация граждан по признаку места их проживания", - делают вывод авторы.
Среди рекомендаций авторов - совершенствование системы финансовой помощи регионам (субсидий, дотаций, субвенций). Ученые предлагают опираться на критерий эффективности, а также сократить количество целевых бюджетных трансфертов, четко определив их приоритеты.