Собственно, Арсенал - один из главных героев проекта. Это пространство, открытое, мощное, взывает к образу полета. В нем 10-метровое полотно Сергея Шутова ("Закономерность полета"), посвященное летчикам Петру Нестерову и Валерию Чкалову, выглядит естественно и дает почувствовать масштаб здания. Точно так же, как работа Марии Погоржельской. Она превращает коллективный портрет героев выставки: от Ивана Кулибина до Максима Горького, от композитора Милия Балакирева до радиоастронома Всеволода Троицкого, инициатора программы радиопоиска внеземных цивилизаций, - в сообщество парящих под сводами Арсенала воздушных змеев. Здание Арсенала в интерпретации художников идеально "резонирует" с прошлым и будущим. Не случайно в проекте Артема Филатова и Владимира Чернышева, для которого они собирали старые доски в заброшенных деревнях Нижегородской области, главным оказывается образ колокола и арки. Этот образ выглядит контрапунктом к мотиву "перехода", рождения, вхождения в жизнь, что появляется в проекте Игоря Макаревича и Елены Елагиной, посвященном Надежде Сусловой, которая стала первой женщиной-врачом в России.
Фактически в интерпретации кураторов Нижегородский Арсенал становится точкой сборки, пространством, где время делает "мертвую петлю", соединяя прошлое и настоящее благодаря современному искусству. И это сильный ход. Не секрет, что многие искренне уверены, что современное искусство и традиция - заклятые антагонисты, схватка которых - отдельное развлечение для просвещенной публики. Проект "Музей великих надежд" в этом смысле нне оправдывает ожиданий. Никакой тебе борьбы с традицией, а наоборот - весьма тонкое осмысление и работа с конструктами понятия "прошлого". Кураторы проекта предложили художникам выбрать героев из знаменитых нижегородцев и вступить в диалог с ними, и, кстати, с местными музеями и памятниками отнюдь не местного значения.
С одной стороны, вроде бы все визави художников - персонажи хрестоматийные. С другой стороны, художники позволяют этих персонажей почувствовать по-новому. Как, скажем, Горького в аудиоинсталляции группы "Купидон". "Почувствовать" - отнюдь не метафора. "Осторожно, не обожгитесь!" - предупреждают посетителей у металлической стены, ставшей наглядной разметкой "линии жизни" Горького. Прикоснувшись к одной дате, можно почувствовать, насколько горячее было время, у других - ладонь чует смертный холод. Рядом - картина Григория Мельникова "Буревестник" (1978) и транспаранты с цитатами Горького. "Правда - бог свободного человека!" - звучит вновь актуальнее некуда.
Современное искусство вовсю апеллирует к осязанию, и к слуху, и к ощущению пространства зрителем. Плюс оно позволяет проблемные "узлы" времени персонифицировать. Казалось бы, речь идет только о женском образовании и медицине в проекте Игоря Макаревича и Елены Елагиной, посвященной первой женщине-врачу Надежде Сусловой. Но этот проект сталкивает "телесное" и "идеологическое". Надписи "акушерство и гинекология" и "Земля и воля" оказываются рядом не только на пастелях художников, но и в жизни их героини. А фотографии юной Софьи Перовской - рядом с портретами Федора Достоевского и его возлюбленной Аполлинарии Сусловой, между прочим, сестры Надежды Сусловой. К тому же давние проблемы вновь обретают актуальность. В том числе и о защите женщин от домашнего насилия. Цитата из повести Сусловой о связанной и брошенной в муравейник крестьянке не пост в блоге. Но разве не о тех же проблемах пишут в блогах женщины 150 лет спустя?
Нетрудно заметить, что герои, выбранные художниками, в основном, мечтатели, фантазеры, бессребреники. Они озабочены вроде бы ненужными вещами. Один возится с "водоходом", как Кулибин, будто бурлаков на Волге мало, другой, Всеволод Троицкий, - измеряет радиоизлучение Луны, третий, Ростислав Алексеев, в фантазийных рисунках набрасывает суда на подводных крыльях... Но именно благодаря им Нижний Новгород предстает пространством вдохновенных умов, восхитительных талантов, людей, чутких к будущему.
Фактически проект в Арсенале, возвращает в строй героев модерна, сброшенных с корабля современности. И, как ни странно, это одна из тех надежд, с которыми не хочется расставаться в эпоху повального очарования средневековьем и его плодами. Спасибо за нее Арсеналу.