После этого Никита Сергеевич привел цифры: "В этом году 177 картин в официальной программе. Из них - 149 полнометражных и 113 картин в российской программе".
Президент ММКФ пришел на встречу, явно намереваясь выступать в роли защитника, и уже на первый же вопрос обозревателя "РГ" о том, какие гости будут в этом году на фестивале, выступил почти с адвокатской речью: "Проблемы с гостями продолжаются с прошлого года, с момента введения санкций. Нас обрезают, с нами ведут борьбу…и довольно много моих товарищей - кинематографистов с именами готовы бы приехать, но говорят: "Ты понимаешь сам…". Это происходит от давления американской индустрии. Будет Ульрих Зайдль, Жан-Жак Анно, Жаклин Биссет и другие. Ущербности не надо испытывать. Мы все время пытаемся надувать щеки и быть, как "взрослые", как Канны, например. А у меня такое ощущение, что мы достаточно самодостаточны для того, чтобы испытывать удовольствие от того, что мы делаем сами и приглашаем коллег, чтобы это удовольствие разделять".
Второй вопрос обозревателя "РГ" касался большого количества российских картин, представленных в этом году на фестивале - только в основном конкурсе их три.
"По поводу русских картин - был год, когда вообще их не было. Мне говорили, мол, давай поставим, хотя бы одну, и я отвечал, что картины хорошей нет, - сказал Никита Сергеевич. - Сейчас у нас много хороших картин. И мы видим, например, что много французских картин в Каннах. Для меня самое главное, что аж три российских картины могут претендовать на главный приз на таком фестивале, как московский, и это - отрадно".
Никиту Сергеевича спросили, что его сегодня волнует как режиссера. "Волнует вопрос, сколько времени понадобится нашему кинематографу, чтобы вернуть доверие своего зрителя, - ответил он. - Для большой страны это имеет огромное значение. Американцы - я снимаю перед ними шляпу - сделали так, что для их зрителя лучшее кино - американское. Они кино дублированное или с субтитрами смотреть не хотят".
"Мы своими руками отворачивали зрителя от своего кино, - продолжил Михалков. - Сейчас мы начинаем нащупывать, что хочет зритель. Либо это комедия, либо неожиданный прорыв - такие фильмы, как "Легенда номер 17"… Надо почувствовать, чего нашему человеку эмоционально не хватает, чтобы он пришел в кинотеатры. Одна женщина мне написала, что настоящее искусство - то, которое хочется посмотреть еще раз. Вот от этого нужно и отталкиваться… Для меня из современных картин, как ни странно, это "ДухLess 2". Такие картины есть, но их мало. Все идет постепенно. Но надежда нашей компании - на картины "Экипаж" и "Викинг"".
Третий вопрос "РГ" касался азиатского кино - оно широко представлено на ММКФ. В эти дни на Шанхайском кинофестивале, где жюри возглавляет Андрей Звягинцев, в конкурс вошла картина Никиты Михалкова "Солнечный удар".
"Не думаю, что "Солнечный удар" - это ярко выраженное азиатское кино, хотя много азиатского в нем есть, в том, например, как люди порой ведут себя друг с другом, - пошутил Никита Сергеевич. - Кино там есть, где есть проблемы. Серьезное обсуждение кино про однополые браки - да, это кого-то интересует, но все равно мы наталкиваемся на проблемы сытых. Я был председателем жюри Пекинского фестиваля год назад и видел потрясающее кино. И это очень серьезная заявка. Это не просто ширпотреб разновидностей кунг-фу, это серьезное эмоциональное кино - оно лихо сделано, глубоко и интересно. Сегодня и Латинская Америка, и Африка, и Азия представляют самые многообещающие кинематографические стороны, самые многообещающие взгляды на кино. А так как скорость распространения технологий довольно велика, то технология умноженная на философию, на глубину мысли, на мастерство, на истинное переживание и сострадание рождает нормальное потрясающее и разное кино. В этом новом кино много будущего. Что касается нашей картины в Шанхае - я никаких иллюзий не испытываю, еще и потому что она не для такой ярко выраженной коммунистической страны. Но то, что она на фестивале и представляет Россию, по этому поводу я испытываю и радость, и гордость. К сожалению, не могу туда поехать, потому что занят здесь и вынужден отвечать за все".
"Вы знаете, сколько народу - красивых женщин и мужчин сегодня "чистит перья" и готовится пройти по красной дорожке. Радуйтесь тому, что имеете. Слава Богу, войны нет!, - этими словами мэтр закончил брифинг и пошел готовиться к выходу на красную дорожку - встречать участников и гостей.