Александр Николаевич, Париж стоит мессы? Санкции, антироссийская риторика, которая сейчас на Западе льется даже из утюгов и кофеварок, - все это сказалось на отношении парижан к россиянам?
Александр Каньшин: По-моему, чье-то безумное желание изолировать Россию рождает у людей обратный эффект. Нам в Париже на всех уровнях был оказан самый радушный прием. Представьте, когда мы возлагали цветы к Вечному огню в мемориале под Триумфальной аркой, было перекрыто движение по Елисейским полям. И наши офицеры из Национальной ассоциации "Мегапир" и из французской ассоциации "Солдаты мира" - а все мы были в военной форме - торжественно прошествовали по главной улице под аплодисменты парижан. У меня даже мелькнула мысль: так, наверное, шли по Парижу русские офицеры-освободители в 1814 году...
В чем суть прошедшей акции и кто в ней участвовал?
Александр Каньшин: Это гуманитарная акция " Миссия мира и дружбы". Инициатором выступил Международный консультативный комитет организаций офицеров запаса и резерва, объединяющий 29 ветеранских организаций из стран Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока. Наша цель - средствами народной дипломатии предотвращать военные конфликты, противодействовать терроризму и религиозному экстремизму. Акция проходила в штаб-квартире ЮНЕСКО. Я хотел бы особо отметить позитивный вклад полпреда России при ЮНЕСКО Элеоноры Митрофановой и замгендиректора ЮНЕСКО Нады аль-Нашиф. По их оценкам, сейчас в мире бушуют 30 военных конфликтов, появилось 46 млн беженцев и перемещенных лиц, и уже в новом тысячелетии погибли 1,5 млн человек. Поэтому так важны совместные усилия ветеранов и миротворцев в борьбе с военной угрозой. "Большой глупостью и новым шагом к "холодной войне" назвали планы США вернуть в Европу свои ракеты председатель Союза солдат Войска Польского генерал-лейтенант в отставке Францишек Пухово, советник премьер-министра Словакии Йозеф Мигаш и глава клуба генералов и адмиралов Сербии генерал-полковник Видое Пантелич. А президент французской миротворческой ассоциации "Солдаты мира" Лоран Аттар-Байру выдвинул идею создать на постоянной основе корпус "голубых касок" ООН.
Разве сейчас в мире нет такой структуры, что имеется в виду?
Александр Каньшин: Когда возникает кризисная ситуация, Совет Безопасности обращается к тем или иным странам, и те при согласии выделяют своих миротворцев в состав "голубых касок" ООН. Лоран Аттар-Байру считает, что нужно создать корпус миротворческих сил с постоянной инфраструктурой и органами управления для более эффективной борьбы с международным терроризмом и противодействия вооруженным конфликтам.
С позиций замсекретаря Общественного совета при минобороны, как вы считаете, наша страна могла бы принять участие?
Александр Каньшин: Для начала нам необходимо создать правовую базу. Наш парламент до сих пор не определил статус российских миротворцев, в частности наблюдателей ООН. По данным МИДа, за последние 10 лет мы более 50 раз отклоняли просьбы Совета Безопасности об участии в миротворческих операциях, поскольку не определен механизм их финансирования. Это наносит серьезный урон престижу страны. Нас слушают, но не прислушиваются и не консультируются с нами, поскольку часто слышат отказ. Потенциал миротворческих сил России на Западе явно недооценен.