Советы "ProРодителя": Как школьнику стать изобретателем

Появления компьютеров почти в каждом доме открывает детям не только доступ к играм или мультфильмам, но и возможность еще в юном возрасте стать изобретателями, выбрать профессию и начать зарабатывать серьезные деньги. За первую половину этого года только в Великобритании местные "кулибины" - люди, для которых техническое творчество только хобби, но не основная профессия - получили больше 1100 патентов на изобретение.

Примерно пятая часть из них создана в рамках Fab Labs, которых в Объединенном королевстве 508 штук. Так называются объединения для школьников, где они могут заниматься любым техническим творчеством. То есть сначала там ребят учат необходимым навыкам для создания новых машин, механизмов, материалов, программ, помогают освоить 3D-принтер, а затем создают условия для совершения открытий.

Такие же объединения есть и в России. Их пока немного - всего восемнадцать. Еще есть полсотни Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Это аналогичные учреждения, созданные в рамках правительственной программы, на которые выделяют деньги из бюджета. Все они занимаются со школьниками. Сейчас запущен процесс объединения. Предполагается, что в рамках Ассоциации цифровых лабораторий, в которую войдут ЦМИТы, Fab Lab’ы, региональные бизнес-инкубаторы и инновационные подразделения университетов, работающие с детьми, будет запущено мощное движение юных изобретателей Do-It-Yourself (буквальный перевод: "Сделай сам!", но точнее сказать: "Создаватели"). И тогда у российских талантливых подростков появится возможность с использованием самого современного оборудования и при интеллектуальной поддержке специально подготовленных преподавателей проводить исследования, открывать новые технологии и придумывать самые разные устройства.

Понятно, что речь идет в первую очередь не о ядерной физике, а о более простых устройствах. В основном, все юношеские инновации связаны с так называемом "интернетом вещей" или бытовой электроникой. Хотя эти изделия бывают весьма серьезными.

Например, в этом году московский одиннадцатиклассник Максим Смирнов придумал и сделал перчатки для сурдоперевода, расшифровывающие жесты азбуки для глухих в привычные и понятные всем буквы. А несколько лет назад Павел Курбацкий из Армавира, тогда еще страшеклассник, представил сделанную им самим электронную трость для слепых со встроенным GPS-навигатором и еще целой серией полезных для незрячего пешехода функций. Подобные штуки, причем не только медицинского назначения, могут и должны придумывать школьники. Задача взрослых - лишь помогать им проявить свои таланты, считают учредили Ассоциации цифровых лабораторий.

Собственный 3D-принтер

Чтобы изобрести что-то новое, сначала надо узнать что-то уже известное, - слегка перефразировали поговорку кота Матроскина педагоги, развивающие техническое творчество детей, и придумали, как построить занятия, чтобы за минимальное время оснастить своих подопечных необходимыми умениями и открыть им дорогу для реализации собственных проектов.

- Наши программы рассчитаны так, что сначала с детьми проводят теоретический курс, а потом, но основании полученных знаний, они могут сделать что-то свое, - рассказал заведующий лаборатории робототехники московского Политеха Александр Матвеев. - Начинаем работать с младшими школьниками, есть целая сетка программ и занятий. На часть из них ребенок может придти "с нуля", на другие - только после прослушивания первой части курса. Или сдачи экзамена, если он сам все знает. В моей лаборатории ребята строят роботов, запчасти для них печатают на наших 3D-принтерах, часть из которых сделали сами же дети. Есть модульные платы, с которыми тоже надо научиться обращаться. Освоив этот арсенал, можно браться за любой проект. Была бы идея.

Это еще один важный момент. Научившись ковыряться с железками и сделав несколько интересных прототипов, подросток очень редко может сам оценить истинный горизонт своих возможностей. Поэтому рядом с ними должен быть педагог, готовый помочь сформулировать задачу и подсказать интересное направление.

Есть еще один важный фактор. Собранный Стивом Джобсом в гараже компьютер или придуманный Марком Цукербергом для общения с друзьями Facebook могли бы так и остаться милыми поделками, если бы не счастливый случай. Специально подготовленный педагог поможет не упустить в зародыше такие перспективные начинания, способные в будущем изменить мир и принести своим создателям славу и деньги. А всевозможные конкурсы молодых ученых - "Юниор", "Intel-авангард", "Ученые будущего" и другие - позволяют показать лучшее, разработанное подростками и помочь им найти инвесторов, готовых купить патент или вложить деньги в развитие и внедрение того, что придумали школьники в своих лабораториях.

- Дети могут создать новые устройства, которые изменят всю жизнь человечества, - уверен Алексей Николаев, директор программы Intel по развитию технологического предпринимательства. - Надо просто дать им возможность творить и конструировать. По сути, такие детские лаборатории объединяют маркетинг рынков еще несуществующих продуктов, промышленный дизайн и электронные ремесла. У нас уже есть компьютеры, ЭВМ, планшеты, смартфоны… А что придет им на смену? Может, "интернет вещей"? Или что-то другое? Я думаю, ответы мы можем получить именно в таких центрах детского технического творчества.

Корпорация Intel, поддерживающая крупнейший в мире конкурс молодых ученых ISEF, в таких устремлениях не одинока. Только в России в центры, где подростки и молодежь могут заниматься техническим творчеством и изобретательством, вкладываются холдинги и компании "РусГидро", "МТС", "Сбербанк", НПО "Сатурн", "Татнефтехиминвест" и многие другие.

Я б в инвенторы пошел…

Когда смотришь список победителей конкурсов школьников-изобретателей, в глаза сразу бросается, что большинство их них учатся в спецшколах для особо талантливых и исключительно одаренных: "Вторая школа", лицей №1511 при МИФИ, №1303, СУНЦ МГУ им. Колмагорова… Причина не только в том, что там действительно собраны очень сильные ученики. Их учителя, в отличие от подавляющего большинства педагогов страны, ориентированы на помощь детям в нестандартном творческом развитии. В обычной общеобразовательной школе основной упор делается на общее образование в рамках утвержденной минобрнауки программы. А что делать с условными "ломоносовыми" и "черепановыми", которые учатся в обычных школах, но хотят и могут создать что-то новое и интересное?

- Сейчас в России уже действуют 176 центров творчества юных, - сообщила руководитель общественной организации "Молодая инновационная Россия" Анна Бухало. - Но они все очень разномастные: и по оборудованию, и по программам, и по возможностям для детей. У каждого свои источники финансирования. Сейчас надо сделать так, чтобы в каждом регионе ребята имели доступ к высокотехнологичному цифровому оборудованию. Чтобы они могли придти в ближайший к их дому центр, получить необходимую поддержку и довести там свой проект до уровня прототипа. И очень важно, чтобы все центры взаимодействовали между собой, делились опытом. Тогда от системы поддержки технического творчества школьников будет реальный толк.

На данный момент часть существующих "цифровых лабораторий" - структурные едины вузов, другие - самостоятельные юридические лица. Один живут на деньги спонсоров, в других за занятия платят родители детей. Кто-то старательно пытается заработать деньги, у других есть надежный источник обеспечения. Из-за такого разнообразия им трудно взаимодействовать между собой. Например, все считают, что делиться опытом необходимо. Но при этом стараются не рассказывать о своих новых проектах: многие боятся за сохранность авторских прав своих юных изобретателей.

- Мы хотим включить все центры технического творчества юных в федеральную программу, тогда будет возможность из бюджетных средств возмещать многие затраты и самим центрам, и их спонсорам, - обнадежила Анна Бухало.

Пока же каждый крутится как может.

- Странно брать деньги за занятия со старшеклассников, с ребят, уже обладающих очень серьезными техническими знаниями и способными выполнить сложнейшие проекты, - поделился Александр Матвеев. - Поэтому мы у себя в "Политехе" стараемся заработать достаточно на младших школьниках - они все-таки скорее ученики, а со старших деньги по возможности не брать. Да они иначе и не пойдут - это уже готовые специалисты, они могут работать где угодно.

Есть и другие способы выжить без государственной поддержки. В компании ScratchDuino, производящей 3D-принтеры, всевозможные датчики и микросхемы для "цифровых лабораторий", рассчитанных на работу с детьми, решили, что на оборудовании заработать трудно и надо заниматься еще и оказанием услуг с помощью этой техники.

- У нас есть небольшая группа ребят, на которых мы отрабатываем методику и технологию использования наши цифровых комплексов, - рассказал продюсер проекта Павел Фролов. - Вместе с нашими партнерами проводим занятия для детей. В перспективе хотим отработать технологию, методическое обеспечение и продавать не только оборудование для технического творчества школьников, но и запустить франшизу на технологию проведения занятий.

С большой надеждой руководители цифровых лабораторий смотрят на технические вузы. Для них такие организации могут быть очень полезны. Во-первых, они помогают профессиональной ориентации способных подростков, интересующихся новыми технологиями и изобретательством. И, кроме того, увеличивают интерес к инженерным и естественным специальностям, которые традиционно испытывают дефицит абитуриентов.

Как именно будет организована работа центров молодежного инновационного технического творчества после создания Ассоциации цифровых лабораторий, пока непонятно, - окончательной договоренности между участниками еще нет, подписан только протокол о намерениях. Тем не менее, без малого две сотни организаций, в которых школьники-самоделкины могут реализовать свои способности, уже есть, они работают, и осень с удовольствием примут у себя новых учеников. Если эти ребята и не станут новыми гейтсами, цукербергами или джобсами, они все равно получат самые разнообразные знания и опыт, расширят свои представления о мире и о том, как можно просто своими мозгами и своими руками придумать новые и изменить жизнь хоть всего человечества, хоть свою собственную.