Система такой независимой оценки была разработана и предложена Минздравом два года назад, в конце марта 2013 года по одному из "майских указов" президента. Мониторинг, проведенный экспертами ОНФ, показал, что полноценно работает эта система сейчас, спустя два года, только в трех субъектах: республике Коми, Ленинградской и Калининградской областях.
Система предусматривала организацию обратной связи с пациентами, которые должны были получить возможность открыто высказаться по поводу качества полученного лечения в государственных медучреждениях как на сайтах самих клиник, так и на порталах региональных органов здравоохранения.
В 21 регионе, констатируют в ОНФ, поручение президента фактически не выполнено. В частности, нет разделов по оценке качества медуслуг на сайтах органов здравоохранения в Курской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тульской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Пензенской областей, Ненецкого АО, республик Калмыкия, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Чечни, Краснодарского, Ставропольского, Красноярского, Приморского краев, Республики Крым, Севастополя и Санкт-Петербурга.
В остальных регионах система работает лишь частично, так как на сайтах размещена неполная информация.
В рамках мониторинга эксперты оценивали не только наличие на сайтах специальных разделов, посвященных оценке качества работы региональной медицины, но также насколько качественно и удобно они устроены. "Важно, чтобы это было сделано не для галочки, чтобы пациенты могли легко высказать свое мнение по поводу полученной медпомощи", - отметили в ОНФ.
Но в реальности оценочные модули, даже если они на сайте предусмотрены, обычному пользователю довольно трудно обнаружить. "Что касается процедуры анкетирования, то тут также много недостатков, которые не позволяют выявить реальное мнение граждан. Так, ни на одном из сайтов для прохождения онлайн-анкетирования нет авторизации для участников. Это значит, что опрос можно проводить с одного IP-адреса бесчисленное количество раз. На 6 сайтах можно отправить даже незаполненную анкету", - констатируют эксперты ОНФ. Фактически, речь идет о возможности манипулировать высказанными мнениями граждан, формируя некорректные выборки из отзывов.
"Разнобой в системе оценки Минздрава связан, в том числе, и с тем, что она разрабатывалась не только министерством, но также Общественной палатой, Общественным советом по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, - считает эксперт ОНФ, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Ян Власов. - Конечно, пока эта система - в некоем смысле, проба пера. Сейчас необходимо провести анализ, сравнить уже существующие ресурсы, доработать методическую часть, и в результате создать качественную и комплексную систему анализа".
В июле пройдет Форум ОНФ по здравоохранению. Его основная цель - наметить пути повышения качества государственной медицины. "Безусловно, первое с чего стоит начать - это наладить сбор объективной информации, узнать реальное мнение граждан, -считает сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева. - Наш анализ показал, что вовлеченность граждан в процесс оценки качества госуслуг остается крайне низкой, это касается и медицинской сферы. Между тем, с помощью такой оценки, граждане могли бы видеть уровень работы медучреждения, и сделать выводы, куда лучше обратиться. Это в будущем повлияло бы на повышение эффективности работы медорганизации".
По итогам мониторинга, ОНФ направил в Минздрав РФ и регионы письма с просьбой исправить выявленные недостатки в системе оценки гражданами качества медуслуг, а в администрацию президента - просьбу не снимать это поручение президента с контроля. В свою очередь, на предстоящем форуме ОНФ доступность медицинской помощи, а также процедура оценки ее качества, станет одной из основных тем дискуссии.