22.06.2015 00:49
    Поделиться

    С момента основания порта Приморск вода в Финском заливе стала чище

    По оценке международных экспертных организаций, нефтеналивной порт Приморск - самый современный в мире с точки зрения промышленной и экологической безопасности. До того как он был построен, вода в этой части Финского залива была в несколько раз грязнее, чем сейчас.

    Порт Приморск расположен на материковой части пролива Бьеркезунд Финского залива. Это конечная точка Балтийской трубопроводной системы (БТС), "окно в Европу" для российской нефти. Проект его строительства затрагивал интересы не только России, но и европейских государств, имеющих выход к Балтийскому и Северному морям. Экологические нормы и стандарты в этих странах порой весьма существенно различаются, поэтому руководствоваться решили максимально высокими международными природоохранными требованиями, чтобы исключить любые потенциальные подозрения и недовольства.

    В порту две нефтебазы: одна для собственно нефти, другая - для нефтепродуктов. И то и другое хранится в резервуарах, их в общей сложности 30 штук. Это огромные емкости объемом по 50 тыс. куб. м для нефти и по 20 тыс. куб. м - для продуктов ее переработки. Разумеется, все это небезопасно. Однако резервуары нефтехранилища оснащены понтоном и плавающей крышей, которые позволяют снижать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу более чем на 95%. На терминале для хранения светлых нефтепродуктов построены вертикальные стальные резервуары с понтонами, дающие возможность уменьшить выбросы на 98%.

    Любая утечка, даже если она и случится, дальше резервуарного парка не пойдет: поверхность под самими емкостями и в каре (так называется площадка, на которой размещаются хранилища) полностью гидроизолирована. Стенки заградительных сооружений сделаны из железобетонных конструкций, выход нефти за пределы каре в грунт исключен. В случае возгорания действует современная автоматическая система пожаротушения, которая способна мгновенно обнаружить и в течение десяти минут автоматически потушить пожар любой степени сложности. Эта система действует, кстати, и на причальных сооружениях порта.

    Потенциальный источник загрязнения акватории нефтеналивного порта - балластные воды танкеров. Суда ведь приходят под загрузку не пустыми, им необходим некоторый объем воды для поддержания осадки, от которой зависят мореходные качества. Порой вес этого жидкого балласта доходит до 40% грузоподъемности танкера.

    Компания "Транснефть - Порт Приморск" решает эту проблему радикально. Разрешение на сброс выдается экоаналитической лабораторией только при полном соответствии установленному нормативу содержания нефтепродуктов - 0,05 мг/дм2. Сотрудники лаборатории отбирают пробы морской воды в носовой, средней и кормовой части судна до и после сброса жидкого балласта. И если норма превышена, сброс балластных вод запрещается. За все без малого 14 лет работы порта таких запретов было 27, последний - в 2010 году.

    Судовладельцы привыкли к жесткой дисциплине, предписанные нормативы им приходится соблюдать. Ведь запрет на сброс жидкого балласта - это прямые финансовые потери: сколько загрязненной воды останется в танкере, столько нефти в него не погрузится. Кстати, такой же регламент введен и в других портах "Транснефти" - Усть-Луге и Козьмино.

    Суммарная производительность очистных сооружений, работающих на нефтеналивном терминале и занимающих площадь более 10 га, - 2490 куб. м в сутки. Они помогают, в частности, решить проблему так называемых льяльных вод, представляющих собой, по сути, осадочные отложения, которые образуются в процессе эксплуатации самих нефтеналивных танкеров и их топливных танков. Это уже скорее грязь, а не вода, содержание нефтепродуктов в ней доходит до 21000 мг/л.

    В Приморске ее очищают до уровня рыбохозяйственных водоемов, в которых концентрация углеводородов не может превышать 0,05 мг/л. Иными словами, сток становится чище в 500 тыс. раз. Получается, что Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78), которая допускает содержание нефтепродуктов в размере 15 мг/л, в 300 раз толерантнее, чем нормы порта Приморск.

    При этом действующая с самых первых дней эксплуатации порта лаборатория экоаналитического контроля постоянно проверяет, как работают очистные сооружения, нет ли воздействия на атмосферный воздух, в каком состоянии акватория Финского залива и почва, что с качеством питьевой воды. За время работы порта Приморск отобрано и подвергнуто анализу свыше 185 тыс. различных проб. И ни одна из них не показала, что нормативы воздействия на окружающую среду хоть в чем-то превышены. Сегодня содержание, например, растворенных нефтепродуктов в акватории порта составляет около 0,01 мг/дм3 (норматив - 0,05 мг/дм3), тогда как в 1999 году, до строительства порта, оно было в шесть раз больше.

    кстати

    "Транснефть - Порт Приморск" - обладатель выданных сертификационным органом DQS (Германия) сертификатов соответствия реализованного комплекса экологических мероприятий требованиям международных стандартов серии ISO 14000, стандартов качества серии ISO 9000, стандарта промышленной безопасности OHSAS 18000. Ресертификация была проведена в мае 2013 года. Также компания - победитель и лауреат в номинации "Самый экологически безопасный терминал" ежегодного международного конгресса "Oil TERMINAL 2006". В 2007 году на этом же конгрессе порт получил специальный приз "За вклад в развитие отрасли"

    Поделиться