Как рассказал глава администрации президента РФ Сергей Иванов, среди лидеров в списке значится Калужская область, Белгородская область и Татарстан, затем следуют Тамбовская, Ульяновская, Костромская область и Краснодарский край. Замыкают десятку лидеров Ростовская область, Чувашская Республика и Тульская область. Этот перечень является одним из первых наглядных результатов работы запущенного не так давно Национального рейтинга регионов.
- Когда мы рассуждаем о России, в силу географических причин - 11 часовых поясов - мы иногда говорим о средней температуре по больнице, - пояснил он необходимость таких исследований. - Иностранным инвесторам это интересно, а нам нужна и более детальная информация.
Калужская область может служить примером для большинства субъектов РФ. За счет создания инфраструктуры и условий для прихода инвесторов из дотационного региона область превратилась в донора, ее бюджетная эффективность оценивается в 385 миллионов рублей. Конечно, пример Калужской области - не единственный в России, но зато самый наглядный, полагает председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев.
В то же время в России есть примеры территорий, где одной доброй воли для решения экономических проблем мало. В этом отношении примером может служить Дальний Восток, где бизнесмены сталкиваются с отсутствием необходимых линий электропередачи, железнодорожного сообщения, социальных объектов, отметил министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка. Однако даже в столь сложной ситуации в регионе уже отобрано для реализации около двух десятков проектов, которые в общей сложности принесут на Дальний Восток 623 миллиарда рублей частных инвестиций. Создание свободного порта Владивосток, инициированное президентом страны - а под эту категорию попадут все порты Приморья, - еще улучшит ситуацию.
Дальнейшая политика региона должна быть связана с созданием конкурентоспособных условий бизнеса по сравнению с другими странами, говорили участники дискуссии.
Подводя ее итоги, Сергей Иванов отметил, что ключевой фактор развития регионов - это развитие инфраструктуры. Но эта сфера экономики перестает быть исключительно прерогативой государства. Уже есть примеры строительства за счет ГЧП не только дорог и мостов, но даже аэропортов - в том случае, когда это необходимо бизнесу. И призвал предпринимателей оперативнее реагировать на вызовы времени.
- После введения санкций мы увеличили поставки рыбы из Чили, - напомнил он. - Дальний Восток ближе, но у нас нет рефрижераторных контейнеров для перевозки. Надо делать, иначе будем только облизываться на дальневосточную рыбку.