Напомним, Верховная рада лишила Януковича звания президента Украины (согласно статье 105 украинской конституции оно сохраняется пожизненно, кроме случая импичмента) еще 4 февраля. Причем соответствующий закон - юридически спорный и бессмысленный с практической точки зрения - поставил рекорд лаконичности, поскольку название документа оказалось длиннее текста, состоявшего из пяти слов: "Лишить В. Януковича звания президента Украины". Порошенко подписал этот закон только в минувшую среду.
Почему буквально на следующий день глава украинского государства решил убедиться в конституционности подписанной им бумаги, остается без логичного объяснения. Комментарий заместителя главы президентской администрации Виталия Ковальчука, будто Порошенко "сделал вполне очевидный юридический ход, обоснованный необходимостью быть уверенным, что в будущем этот закон не будет обжалован в суде ни в Украине, ни за рубежом", выглядит несколько натянуто, и по-своему "антиконституционно". Поскольку сама интонация заявления чиновника предполагает, что конституционный суд - по закону ни от кого не зависимый, подтвердит правомочность решения Рады.
Также Ковальчук не пояснил, почему Порошенко не наложил на закон вето и не отправил его на доработку, коль скоро у него еще до подписания появились на его счет сомнения. Потому и объяснения запоздалых метаний Порошенко, мол, Янукович решит вернуть себе фактически ничего не значащее почетное звание через суд, выглядят неубедительно. Тем временем у Конституционного суда не так много возможностей признать решение Верховной рады (инициированное, к слову, Юлией Тимошенко и Олегом Ляшко) законным. Депутаты явно нарушили Основной Закон и процедуру, лишив 4 февраля 2015 года Януковича почетного звания президента, поскольку в реальности 22 февраля 2014 года под дулами автоматов депутаты отправляли его в отставку как "самоустранившегося от власти и не исполняющего свои обязанности".
Однако следует понимать, что в последнее время судьи КСУ находятся под постоянным прессингом. Председателю суда Юрию Баулину Служба безопасности Украины предъявила подозрения в "злоупотреблении властью", а за три недели до этого аналогичные обвинения были выдвинуты против семи из восемнадцати членов КСУ - их обвиняют как раз в пособничестве при "узурпации власти" Януковичем. Впрочем, по здравому рассуждению, Порошенко выгодно признание закона неконституционным. Здесь и боязнь за свое "почетное звание", и желание подстелить соломку на случай возможного собственного "самоустранения от власти" через Раду, отношения с которой у Порошенко все менее радужные.