22.06.2015 00:49
    Поделиться

    Трубопровод Заполярье-Пурпе изменит жизнь северян

    Трубопровод Заполярье-Пурпе изменит не только систему транспортировки нефти. Он изменит жизнь северян, откроет им новые возможности.

    Для регионов новый нефтепровод - это новые налоговые поступления, новые рабочие места, новая инфраструктура и новые социальные объекты. Проект "Заполярье-Пурпе" не станет исключением.

    Самые значительные перемены ждут Коротчаево - в прошлом поселок, а ныне микрорайон города Новый Уренгой. В скором времени он станет важным транспортным узлом. Там уже есть Уренгойский речной порт и железнодорожная станция. А в перспективе Коротчаево станет конечным пунктом строящейся железной дороги "Северный широтный ход", которая пройдет по маршруту: Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево.

    У Уренгойского управления магистральных нефтепроводов (УМН) "Транснефть - Сибирь", в чьем ведении будет новая магистраль, здесь целый комплекс крупнейших объектов: два производственных корпуса, склады, гаражи, станция биологической очистки сточных вод, мойка автомобилей, вахтовый жилой комплекс…

    Два года назад ничего подобного тут не было. А теперь люди работают. Когда нефтепровод Заполярье-Пурпе сдадут в эксплуатацию, только в Коротчаеве число новых рабочих мест превысит 400. И хотя Ямало-Ненецкий округ не относится к регионам со сложной ситуацией в сфере занятости, хорошо оплачиваемая работа, подкрепленная твердыми социальными гарантиями, и здесь в цене.

    В Коротчаеве нефтепроводная компания построит два 48-квартирных жилых дома, современный спортивный комплекс с бассейном и детский сад на 240 мест. Плюс инженерные коммуникации, котельная, линии электропередачи. Кроме того, будет реконструирована система очистных сооружений.

    Еще одно благо, которым смогут воспользоваться жители сразу трех поселков - Уренгой, Тазовский и Газ-Сале, - мост через реку Пур. Пока они обходятся переправами: зимой - ледовыми, летом - понтонной. Но не все так просто. Весной уровень воды поднимается как минимум метров на восемь. В прошлом году он в отдельные дни превосходил и 10-метровую отметку. В Уренгое подтопило 29 многоквартирных домов, более тысячи жителей пришлось эвакуировать. В этом году паводок тоже был сильным, но подготовиться к нему загодя уренгойцам помогла "Транснефть - Сибирь". Она выделила местной администрации благотворительную помощь более 30 млн руб. "для организации противопаводковых сооружений", проще говоря - дамбы, закупила и подвезла около 23 тыс. куб. м песка. Так что уже к середине апреля на береговой линии Пура соорудили километровую защитную насыпь.

    Конечно, мост, который планируется построить к концу будущего года, здесь более чем необходим.

    - Открытие моста станет новой страницей в истории поселка, - уверен глава муниципального образования "Уренгой" Алексей Романов. - Понятно, что это дорогой и сложный объект, но он важен для нас. Без него Уренгой отрезан от основных транспортных потоков.

    Социальная функция "Транснефти" не ограничивается строительством социальных объектов. Она включает в себя еще и формирование новых профессиональных сообществ там, где о нефтепроводной отрасли еще несколько лет назад мало кто слышал. Яркий пример - Дальний Восток. В Приморье, в порту Козьмино, 70% работников родились и выросли в этих местах. Многие из них учились, переучивались, стажировались, практиковались, чтобы заниматься новым делом. У кафедры нефтегазового дела и нефтехимии Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, которая по договору с "Транснефтью" готовит специалистов для компании, пока только шесть выпусков. Тем не менее это уже совсем новые люди, потому что по-новому смотрят на жизнь и свое место в ней.

    Конечно, Югра и Ямал - другое дело: нефть там не в новинку. Но трубопроводчик - особая специальность. 1,5 тыс. рабочих мест, которые создаст нефтепровод Заполярье-Пурпе, рассчитаны в основном на местных жителей. И если судить по тем, кто работает в совсем недавно организованном Уренгойском УМН или производственном комплексе в Коротчаеве, далеко не все они пришли готовыми асами-нефтепроводчиками. "Транснефть" сама отбирает претендентов на открытые вакансии, посылает их за свой счет учиться в профильные вузы и лицеи, стажирует и трудоустраивает.

    Конечно, не всем идти в нефтепроводчики. Север - это ведь территория проживания коренных малочисленных народов. Вмешиваться в их вековые устои никому права не дано. И если оленеводы сто лет кочевали по одному маршруту, то прокладка трубы для них отнюдь не повод этот маршрут менять. Поэтому представители коренных народов участвовали в обсуждении проекта на всех стадиях его реализации.

    И теперь в самой северной части нефтепровода предусмотрено девять оленьих пропусков, два из которых - в надземном исполнении. В поймах рек, ближе к воде, - подземные пропуски. Все места переходов согласованы с местными оленеводами и расположены на путях естественной миграции оленей, а также их перегона с одного пастбища на другое.

    Стремление не мешать достойно уважения, но еще лучше, когда удается помочь. По заключенному с субъектами РФ соглашении о взаимодействии "Транснефть" участвует в создании завода по воспроизводству молоди ценных пород рыб в Тазовском районе ЯНАО. Это и поддержка развитию традиционных ненецких промыслов, и гарантия, что знаменитый муксун в этих местах никогда не переведется.

    Поделиться