23.06.2015 00:44
    Поделиться

    Эксперт: Бизнес испытывает дефицит статистических данных

    Статистика нужна для корректировки стратегии как государственного, так и корпоративного управления. Глобальная картина необходима бизнесу для корректировки планов продаж, прогнозирования выручки и приведения расходов компании в соответствие ее финансовому состоянию. Менеджменту нужно понимать, какую выручку в течение ближайшего года его компания сможет получить и какие суммарные расходы он понесет: сколько будет стоить аренда, сколько - сырье, какой будет заработная плата и т.д. Эти расчеты просто невозможно выполнить без статистических данных.

    Сегодня ключевым источником официальной статистики является Росстат. Он публикует ключевые страновые индикаторы, такие как доходы населения, оборот розничной торговли, инфляция. В конце января уже известны величины показателей по итогам декабря. Больше данных стало доступно в электронном виде. Однако бизнес все равно испытывает дефицит статистических данных. И особо остро он ощущается при исследовании экономического положения регионов. Информации здесь мало, и с ней сложно работать.

    Любое более-менее масштабное исследование региональной специфики спотыкается об одни и те же "камни", особенно если необходимо проанализировать не регионы в целом, а получить информацию с детализацией до городов и муниципальных образований. Во-первых, данные очень сложно привести к пригодному для анализа виду: их сложно собрать из различных "закоулков" портала и баз данных Росстата, их сложно структурировать (форматы предоставления статистики в разных регионах могут различаться). Подготовительные работы с данными могут занимать от нескольких недель до нескольких месяцев работы. Во-вторых, информации мало: перечень региональных индикаторов во много раз беднее общероссийского списка. В-третьих, региональная статистика обновляется только раз в год и с задержкой более 12 месяцев. В 2015 году мы сможем работать с данными за 2013 год.

    Такая статистическая закрытость субъектов РФ становится причиной потери эффективности для компаний, работающих в нескольких регионах. Они просто не могут использовать в управлении бизнесом оперативные объективные региональные показатели и вынуждены ориентироваться на данные двухлетней давности, на субъективные мнения локальных менеджеров и на собственную корпоративную статистику, которая очень редко является репрезентативной. Подобная субъективность часто является причиной дорогостоящих ошибок: например, неправильная оценка объема рынка и уровня конкуренции при принятии решения о расширении бизнеса может вылиться для компании в десятки миллионов рублей убытков.

    Серьезно улучшить ситуацию могла бы регулярная информация о численности населения, его доходах, оборотах розничной торговли с детализацией по продуктовым категориям и каналам распространения (крупные сети, локальные магазины и т.д.), количестве действующих компаний и других прикладных индикаторах. Причем важно иметь эту информацию не просто в целом по области или республике, а получать статистику с точностью до города. Менеджменту, безусловно, важна глобальная картинка, но для тонкой настройки бизнеса важно понимать, как устроены локальные рынки, в рамках которых этот бизнес функционирует.

    Сегодня все большее число крупных компаний внедряет культуру управления на основании данных. Усиление конкуренции, снижение темпов роста рынка, повышение требовательности клиентов к качеству продуктов и услуг ставят перед менеджментом задачи более сложные, чем 7-10 лет назад. Спрос со стороны бизнеса на информацию о рынке, клиентах и конкурентах растет каждый год, однако на практике существует совсем немного возможностей удовлетворить этот спрос.

    Проблема дефицита информации существует даже в таком благополучном с точки зрения статистики рынке, как банковский. Кредитные учреждения ежемесячно отчитываются перед ЦБ, который, в свою очередь, публикует огромные базы данных и отчеты о финансовом рынке и об игроках этого рынка. До 2008 года этой информации участникам рынка более чем хватало для ведения бизнеса. Однако с началом кризиса у руководителей банков возникла потребность более детально разобраться в устройстве рынка, в тех механизмах, которые позволяют отдельным игрокам быть более эффективными по сравнению с другими. Появился запрос на детальную статистику: какой объем рынка приходится на различные продуктовые сегменты, какой темп роста показывают отдельные регионы, как выглядит структура затрат у разных клиентских групп и т.д.

    Информационный вакуум в какой-то мере заполняют частные исследовательские компании, которые собирают информацию, организуя масштабные соцопросы или анкетируя компании. Статистика перестала быть монополией государства. Однако базовые потребности бизнеса в объективной и точной информации должно обеспечивать именно оно.

    Поделиться