Новости

23.06.2015 16:22
Рубрика: Власть

Резать с умом

Сергей Нарышкин предостерегает от необдуманного сокращения расходов
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на парламентских слушаниях предостерег Минфин от "незамысловатого секвестирования бюджета". В частности, без согласования с парламентом урезаются траты на законодательную власть. Нарышкин сообщил о том, что собирается инициировать поправки, которые обяжут кабмин согласовывать оптимизацию бюджета Госдумы и Совфеда с самими парламентариями.

На парламентские слушания был приглашен в числе прочих представителей кабмина и министр финансов Антон Силуанов. К нему в основном и адресовал свои заявления спикер Госдумы.

В условиях санкций оптимизировать бюджетные расходы, безусловно, нужно, начал дискуссию Сергей Нарышкин. Но не бездумно: нельзя заниматься "незамысловатым секвестированием бюджета на 5, 10, 15 процентов". Нужно сокращать неадекватно завышенные затраты, учитывать долгосрочные цели, указал спикер Госдумы, сославшись на заявления президента РФ.

В этой связи Нарышкин, по его словам, не понимает "логику уважаемых сотрудников министерства финансов" в части сокращения расходов законодательной, а также судебной ветвей власти. "Я не думаю, что профессиональные финансисты могут оценивать эффективность их работы, да и не должны этого делать", - отметил он. Однако с судебной властью изменения все же согласовывают, а с законодателями - нет. Сергей Нарышкин предлагает это исправить и вместе с коллегой из верхней палаты Валентиной Матвиенко готов инициировать поправки на эту тему. Антон Силуанов в целом согласился с подобной постановкой вопроса, дипломатично добавив, что последнее слово в этой проблеме за законодателями.

У спикера Госдумы было еще немало замечаний. В частности, он предупредил, что если проект Бюджетного кодекса поступит в Госдуму в том виде, в котором был подготовлен Минфином, то его "ждет непростая судьба". Кроме того, депутатов, по его словам, не удовлетворяет низкое качество реализации госпрограмм, а также решения о строительстве новых объектов на фоне большой "незавершенки". Ежегодно объем незавершенного строительства возрастает почти на 100 млрд рублей. Порядок может навести переход на утверждение таких адресных программ в законе о бюджете, считает парламентарий.

Согласно его ожиданиям, такой закон будет принят до начала формирования бюджета на ближайшую трехлетку.

Еще одни поправки, которые считает нужным принять Нарышкин, касаются законотворческой дисциплины кабмина. Он предлагает определить конкретный срок, в который Минфин должен будет предоставлять в нижнюю палату проект основных направлений бюджетной политики. Дело в том, что из-за цейтнота у депутатов толком нет времени, чтобы разобраться с важным документом.

Замечания своего ведомства высказала и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Эффективность текущих расходов бюджета невысокая, признал Антон Силуанов. По его словам, необходим "перезапуск" госпрограмм. "К сожалению, у нас пока преобладает не программно-целевой, а полученческий подход, - не стал отрицать он, - Мы формируем бюджет, исходя из ранее принятых решений, а не из целей и задач, которые необходимо достичь". Кроме того, для оценки эффективности госпрограмм и других расходов нужно привлекать независимых экспертов, считает министр. То есть создать своего рода "центр реформ".

Для оценки эффективности госпрограмм нужно привлекать независимых экспертов

Еще одно требуемое новшество - переход на критерии нуждаемости и адресности в сфере соцрасходов. "Среди граждан, получающих соцвыплаты, более 50 процентов не относятся к категории нуждающихся. А среди самих нуждающихся соцподдержку получают менее 50 процентов", - посетовал министр. Глава Минтруда РФ Максим Топилин поспорил с коллегой: ветеранам такие выплаты нужно платить вне зависимости от того, нуждается ли защитник Отечества или нет. "Здесь принцип адресности связан с заслугой, достижениями человека", - объяснил он. То же касается и чернобыльцев.

Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума Правительство Минфин