23.06.2015 10:34
    Рубрика:

    Как сделать деньги на ностальгии по СССР

    Как сделать деньги на ностальгии по прошлому
    Предприимчивые южане поставили на службу коммерции ушедшую эпоху. Время, когда частную инициативу пытались вывести подчистую, теперь вдохновляет на создание новых бизнес-стратегий и проектов. Ностальгия крепнет - цена растет. Как ростовчане зарабатывают на тоске по прошлому?

    Заратустра так не говорил

    Тем, кто скучает по социализму, можно посоветовать сходить в кафе в центре Ростова, которое вернет посетителя в далекие времена. Расположено оно в здании бывшего НИИ, в его кабинетах научные сотрудники разрабатывали что-то секретное.

    - Когда мы вошли в помещение, сразу подумали: почему бы не воссоздать атмосферу ушедшей эпохи?, - рассказывает автор идеи Анна Тышлангова. - Намерения свои скрывать ни от кого не стали, и в скором времени к нам потянулась целая вереница желающих помочь обставить кафе. Принесли проигрыватель, пластинки, книги. Анонимные помощники не требовали с нас плату, складывали все вещи у двери. Тогда мы и поняли, что этот проект будет пользоваться успехом. Многое пришлось приобрести, например, цветной телевизор в рабочем состоянии. Иногда его даже включали, но он отвлекал людей от общения друг с другом. А вот пианино "Беларусь" 50-х годов полюбилось гостям, на нем нередко что-то наигрывают.

    Музыку подбирали специально. Вечерами звучит Утесов, Алла Пугачева, АВВА и Boney M. Посетители с энтузиазмом подпевают "Сердце, тебе не хочется покоя" и "У самовара я и моя Маша".

    Основной идеи придерживались и тогда, когда составляли меню. Хитом стали самые обычные домашние блюда: драники, котлеты из щуки, борщ. Впрочем, если посетитель хочет салат "Цезарь", он его получит. На тысячу здесь можно прилично пообедать вдвоем. Контингент в кафе непредсказуемый. Устроители сомневались, понравится ли молодежи, но оказалось - еще как! Почему-то особенно охотно собираются здесь любители игры в "мафию". А взрослые празднуют юбилеи и корпоративы, обмывают защиту диссертации. Те, кто рос при социализме, сейчас вполне состоявшиеся и платежеспособные граждане. Именно они "делают кассу". Люди далеко не бедные скучают, скорее, не по СССР, когда отобедать в ресторане мог позволить себе далеко не каждый, а по собственной юности.

    Конкуренция, по словам владельцев, серьезная. Вокруг расположены сетевые заведения общепита, которые имеют возможность держать низкие цены. Выстоять рядом с ними удается за счет оригинальности самой идеи.

    Эту же тему, но на свой манер, эксплуатирует еще одна закусочная. Поход сюда можно прописать в качестве лекарства от ностальгии по прошлому, и скорее всего, это поможет. Тут не восстанавливали советский стиль с нуля, а сохранили его в первозданном виде. Аутентичность сказочная. Даже клеенка на столах, кажется, дотянула до нынешних времен, пережив перестройку, перезагрузку и прочие напасти. Хозяин пивной Борис Э. - философ, он не меняет интерьер принципиально. Во-первых, не за что, во-вторых, не за чем. Клиенты и так идут толпой. В основном это богема: непризнанные художники, поэты и прочий творческий люд. Бисерным кошелечком не хвастают - не комильфо. На стене плакат "Так не говорил Заратустра" - это призыв не засорять русский язык ненормативной лексикой.

    Меню небогатое. Пообедать не получится, разве что перекусить. В наличии бутерброды с подсохшей колбасой, вполне капиталистические чипсы и сушеная рыбешка. Но и пельмени сварят, если попросишь. Цены сверхдемократичные, за 500 рублей можно получить весь комплект удовольствий, характерный для советской пивной. В том числе и духовных. За символическую плату местный трубадур в стихах (не собственного, правда, сочинения) представит бытующее здесь мнение о том, почему же произошла смена экономической формации. "Люди сметки и люди хватки победили людей ума, уложили их на обе лопатки, наложили сверху..." Ну, и так далее по тексту Слуцкого. Кстати, тут бесплатно предложат особый напиток - хреновуху. Собственно, отважившиеся его попробовать и держат бизнес на плаву. Ведь когда развернется душа, заказывают уже не одну "рюмку чая". Таковы особенности партизанского маркетинга. К немалому удивлению владельца этой незамысловатой ресторации, его коммерция вдруг стала процветать. Сюда даже на экскурсии приводят, уж очень узнаваем неповторимый колорит эпохи, когда до всеобщего блага было совсем чуть-чуть. Бедно, весело, однако, так скажем, чересчур непрезентабельно. Второй раз посетить заведение не тянет, но в том-то и фокус. На опыте убеждаешься, что в одну реку дважды не войти.

    Шубы Гозмана

    Появились в городе и магазины, торгующие так называемым советским антиквариатом. Строго говоря, то, что лежит на прилавках, антиквариатом не является, но и обычным хламом эти вещи никак не назовешь.

    Один из таких "бутиков" увешан кумачовыми плакатами "Куплю предметы социалистического быта". Впрочем, здесь не только покупают, но и продают, а также меняют пионерские горны на знамена комсомольских дружин, бюсты Дзержинского и Ленина и портреты Маяковского, модели истребителей Лавочкина на "тушки" или МиГи. Очень интересна коллекция часов и фотоаппаратов. Массивные будильники вряд ли кто-нибудь починит - нет таких запчастей, поэтому время в них остановилось навсегда. Скорее всего, то же самое можно сказать и о фотоаппаратах. Зато посуда не утратила практическую ценность. Для тех, кто понимает, здесь фарфоровый рай. Клейма советских предприятий представлены столь разнообразно, что глаза разбегаются: изделия Конаковского фаянсового завода с его знаменитым штампом ЗиК стоят рядом с продукцией фабрики "Пролетарий", отмеченной особой печатью - гербом РСФСР и монограммой Р.Ф.Ф.Т. Дожидается своего хозяина изысканная супница с монограммой ЛФЗ и надписью Made in USSR. Фарфор да столовое серебро - вот, что делает выручку магазину.

    Владелец лавочки Александр Гозман утверждает, что счета за коммунальные услуги, за аренду помещения и налоги ему удается оплачивать исправно. Расходы на персонал нулевые, потому что продает он сам. Каждый месяц, пусть не без труда, но прибыль все-таки получается.

    - Наша рентабельность - примерно восемь процентов, - признается Александр. - Это скорее клуб по интересам. Но я не капиталист, который ради 300 процентов прибыли пойдет на что угодно. За рубежом владелец скромной пекарни, имея даже меньше, чем я, держится за свою работу.

    - А разве нет здесь противоречия: вы построили бизнес, продавая символы эпохи, когда предпринимателей не существовало как класса?

    - Не существовало? Мой дед был нэпманом, шил шубы, и он так продумывал свою коммерцию, что в нынешние времена стал бы каким-нибудь олигархом средней руки. Ну а тогда можно было получить за это не только деньги, но и срок. Чем в конце концов дело и закончилось, - ответил Гозман.

    Чувствуется, что Александр, при всей своей тоске по социализму, понимает, что вернись это самое прошлое, и он бы прямиком попал в последний вагон на Магадан вслед за дедушкой.

    Продам идеалы, недорого

    Настоящим бизнесом без всяких идеологических замесов занимается рекламное агентство, торгующее в том числе и сувенирной продукцией.

    - Сейчас модны футболки с надписями: "Рожден в СССР", "Всегда готов", "Back in USSR", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" и так далее, - рассказывает директор Наталья Беляева. - А самый популярный принт - портрет команданте Че Гевары. Герой кубинской революции сегодня, может быть, более известен, чем полвека тому назад. Есть нюанс - многие понятия не имеют, кем он был на самом деле, но вещь в своем гардеробе с изображением Че имеют обязательно. Хорошо продаются тарелочки, кружки с гербом СССР. Чтобы оригинально поздравить преподавателя, родители школьников заказывают макет старой газеты "Правда", которая вышла в День учителя, с портретом классного руководителя.

    Если выделить из общей прибыли предприятия долю, которую дает сувенирка с использованием социалистической символики, то получится процентов тридцать. Что там ни говори, а настоящий бизнесмен и ради 30 процентов пойдет на многое. Так, недавно сотрудники фирмы, нарядившись вождем революции и, предположительно, подругой его Инессой Арманд, зазывали клиентов, раздавая на улице стикеры с лозунгом: "Купи частичку светлого прошлого".

    Комментарий

    Михаил Розенблит, кандидат социологических наук:

    - Фантомная ностальгия по социализму реализуется в желании производить и покупать артефакты той эпохи. Мы уютно чувствуем себя в своем прошлом, потому что оно было светлее, чище, даже вода была тогда мокрее. Сегодня охотно используется любая идея, которая может привести даже к небольшому коммерческому успеху. Это нормально. Но есть простые понятия, которые разрушают человека: нажива, жестокость, алчность. Слишком часто мы подменяем их другими словами: инициатива, смелость, дерзание. Говорим себе: "Я инициативный и дерзновенный", когда звучать должно: "Я жадный и подлый". Ушедшая система несла в себе недостатки, потому и канула в Лету, однако было в ней пусть простодушное, но все же очарование. Герой Платонова говорит: "А я смотрю, чего я тоскую? Это я по социализму скучал!" Хотим ли мы ренессанса по-настоящему? Проконсультируйтесь у Гозмана, дедушка которого хорошо сидел за свои шубы.