Новости

Банковское сопровождение и техаудит в госконтрактах предлагают объединить
Строительный контроль при реализации крупных проектов с госучастием нуждается в модификации, которой могла бы стать интеграция двух механизмов - технологического и ценового аудита на этапе строительства и обязательного банковского сопровождения. Чтобы создать единый механизм эффективного расходования бюджетных средств, потребуются изменения в законодательство. В частности, Национальное объединение Технологического и ценового аудита (НО ТЦА) предлагает расширить предмет строительного контроля при расходовании бюджетных средств (внести корректировки в постановление правительства N 486), сделать строительный контроль независимым от генподрядчика и синхронизировать его с положениями о банковском сопровождении, содержащимися в постановлении правительства N 963.

"Параллельно необходимо увеличить сферу применения процедуры расширенного банковского сопровождения и обеспечить интеграцию с процессом строительного контроля с точки зрения учета и использования результатов проверок, - отметил член правления НО ТЦА Борис Ярышевский. - Следующий шаг - распространение механизмов банковского сопровождения и технологического и ценового аудита на средства госкомпаний и естественных монополий. Параллельно необходимо отследить практику применения банковского сопровождения к гособоронзаказу и уточнить место ТЦА в отрасли ВПК". Начальник Управления правовой экспертизы Аналитического центра Марина Лабозина главную проблему видит в том, что банковское сопровождение доступно только для контрактов с ценой более 10 млрд руб.

Процедура банковского сопровождения получила толчок для своего развития после существенного подорожания банковских гарантий

Процедура банковского сопровождения получила толчок для своего развития после существенного подорожания банковских гарантий. По словам вице-президента "Банка Москвы" Светланы Толкачевой, сегодня механизм гарантий, который обеспечивал исполнение госконтрактов, по сути, не работает, потому что многие подрядчики не в состоянии получить гарантию: "Либо она стоит 10-15%, что не подъемно, никакая рентабельность не сможет это покрыть". Взамен пришли другие инструменты - помимо банковского сопровождения это еще казначейское исполнение. Оно предполагает только контроль аванса, то есть первого уровня, в то время как банковское сопровождение делается вплоть до тех средств, которые закрываются по результатам выполненных работ.

По словам Светланы Толкачевой, сейчас законодательно установлены два вида сопровождения - простое и расширенное, включающее контроль целевого использования и документальный контроль. "При этом не все субъекты исполняют эти документы, так как постановление N 963 не является обязательным", - отметила эксперт, добавив, что сопровождение должно быть одного вида. Толкачева предложила расширить перечень критериев отбора банков, осуществляющих банковское сопровождение, и установить количество уровней кооперации, контролируемых банком.

"Что касается отбора банков, раньше они должны были делать банковское сопровождение постфактум при получении гарантий. Гарантия уже была ограничена капиталом, то есть мы понимали, что выдать гарантию на 100 млрд руб. банку, у которого 1 млрд руб. собственных средств, не можем, - пояснила эксперт. - Сейчас, к сожалению, появилась такая ситуация, что банк, у которого 1 млрд руб. собственных средств, может вести банковское сопровождение, например, на Керченский мост (300 млрд руб.). Никаких ограничений нет, и, естественно, возникают вопросы. Мы полагаем, что надо вводить определенные ограничения. Наши предложения - это предоставить банку ограничение в виде 20 млрд руб. собственных средств, отсутствие недобросовестных поставщиков и наличие определенного опыта по банковскому сопровождению". Она добавила, что сегодня, если какой-то субъект не принял у себя постановление о банковском сопровождении или о казначейском исполнении, то он вынужден работать по госконтрактам с использованием единственного инструмента - гарантий. "Поэтому чем быстрее каждый субъект примет постановление, тем быстрее он сэкономит на том, что его подрядчики не будут оплачивать банковскую гарантию", - добавила Толкачева.

По словам генерального директора "Ким и партнеры" Василия Кима, технологический и ценовой аудит на этапе строительства помогает предотвратить необоснованное увеличение стоимости проекта, а также возможный ущерб из-за нарушения технологии. В качестве примера он привел строительство дороги в Сибири (стоимость проекта - 25 млрд руб.). После завершения первого этапа строительства выявились нарушения технологии. "Генподрядчик в первую очередь интересовался земельными работами, которые составляют около 75% стоимости проекта. При этом водопропускные сооружения составляют около 5% стоимости. Поэтому они либо вообще не были сделаны, либо были сделаны некачественно. По высоте дорога отсыпалась на глазок, без выполнения работ по дорожному полотну. По ширине тоже в основном как придется", - рассказал эксперт. Дорогу планировалось строить три года, но после первого же года работ она стала "уплывать". Генподрядчик жаловался на тяжелую геологию, погоду. Но благодаря проведенному технологическому и ценовому аудиту заказчику удалось разобраться, в чем проблема, призвать генподрядчика к ответу, и второй этап строительства никуда не уплыл. "Еще один пример - и банк, и генподрядчик могут попасть в ловушку, потому что на этапе заключения госконтракта, возможно, генподрядчик еще полностью не способен оценить проект, а потом приезжает на площадку, начинает забивать сваи, но сваи не забиваются. После этого заказчик говорит: "Я ничего не знаю, у меня госконтракт, я ничего увеличивать не буду". Благодаря действиям аудитора удалось все задокументировать с самого начала, и заказчик пошел на оплату дополнительных расходов", - добавил Ким.