Двадцать лет назад считалось за счастье построить в хорошем престижном месте вместо детской площадки или другого социального объекта жилой дом. Теперь не только никто не хочет "точечной застройки" рядом со своим жильем, но и жить в таких домах тоже никто не хочет, сказал Игорь Шувалов. Зато все хотят, чтобы создавалась самая современная инфраструктура, чтобы рядом с доступным по цене жильем была работа и все необходимое для отдыха.
"Это уже совершенно другой запрос на качество жизни. И мы этот вызов принимаем", - сказал Игорь Шувалов на "деловом завтраке" Петербургского международного форума, посвященного кластерам и кластерной политике.
И кризис не помеха. Если сравнивать с 2008-2009 годами, уныния, испуга у застройщиков нет. Хотя они вынуждены перестраивать свои подходы: жизнь заставляет девелоперов быть абсолютно прозрачными перед банками, иначе кредит сейчас не получить. У властей есть все необходимое, чтобы реализовывать кластерный подход, даже сейчас, при всех бюджетных ограничениях, считает Игорь Шувалов.
Кластерный подход приживается в инвестиционно привлекательных регионах, где власти активно работают с бизнесом, отметил генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Однако есть две небольших проблемы.
Во-первых, нужно навести порядок с определениями - что такое кластер, как он соотносится с индустриальным парком, с технопарком. Во-вторых, традиционно кластер воспринимается как инструмент поддержки крупных предприятий и их производственных цепочек, а нужно посмотреть, как малый бизнес сможет участвовать в кластерах. Нужно помочь регионам выстроить связную систему кластеров как инструментов развития с самого "низа", считает Никитин.
Где будут создавать кластеры, подобные Сколкову под Москвой и Иннополису в Татарстане? Игорь Шувалов с большим подъемом говорил о городе авиаторов - Жуковском. Он признал, что средств на инфраструктуру сейчас нет, "но в ближайшее время, я думаю, мы этот проект начнем". Первый вице-премьер отметил, что очень большие перспективы есть у городов с населением около 500 тысяч человек.
Тем временем Министерство строительства и ЖКХ внесло в правительство проект постановления, предусматривающего финансовую поддержку подготовки и реализации инвестиционных проектов в малых городах, с населением до 250 тысяч человек. По словам главы министерства Михаила Меня, в крупных городах после принятия законодательства в части концессионных соглашений проблем с привлечением частных инвестиций в сферу ЖКХ практически нет, а малым городам без поддержки сложно обойтись.
Речь идет о выделении из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ двух миллиардов рублей, пояснил Михаил Мень на одной из сессий ПМЭФ. При этом объем такой поддержки не должен превышать 60 процентов стоимости проекта, доля средств регионального и муниципального бюджетов должна составлять не менее 20 процентов, а минимальный вклад инвесторов определен в 20 процентов.
Кроме того, в Минстрое намерены значительно облегчить процедуру передачи предприятий ЖКХ по договорам концессий. В частности, одним из готовящихся законопроектов предполагается появление третьей стороны (кроме инвестора-концессионера и муниципалитета) в договоре концессии - субъекта РФ. "Об этом просили и инвесторы, и сами регионы, так как возможности муниципалитетов очень ограничены, в том числе в части юридических моментов. Конечно, мы понимаем, что в большинстве случаев субъект факультативно участвует, но мы считаем, что лучше это узаконить", - пояснил министр.
Зачем нужно заниматься созданием кластеров, "РГ" рассказал генеральный директор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства ("РЖС") Александр Браверман.
Александр Арнольдович, в чем преимущества кластеров?
Браверман: Кластеры обеспечивают подход, который сводится к трем взаимопересекающимся плоскостям - работай, живи и отдыхай. Это комплексное освоение территорий.
Фонд "РЖС" способствует созданию кластеров?
Браверман: Да, при участии "РЖС" созданы кластеры в Новосибирске, Ульяновске, в Татарстане. Например, в Новосибирском кластере есть завод по выпуску стройматериалов, там же с господдержкой созданы жилищно-строительные кооперативы, построено жилье экономкласса, зона отдыха.
Что мешает тиражировать такой опыт?
Браверман: Я бы не сказал, что мешает, скорее, осложняет. Есть нерыночная часть, она традиционна, - это административные барьеры. Но и сами инвесторы иногда до конца не понимают рынок во всем его многообразии, а именно емкость рынка, каналы распределения, профиль конечного покупателя и так далее. И с этим связаны рыночные провалы.
Кто их должен исправлять, региональные власти?
Браверман: Вообще-то инвестор должен заниматься этим сам. Но если регион хочет привлечь инвестора, а условия для этого сейчас не самые лучшие, то он обязан добавлять к стандартной процедуре что-то свое. И в этом смысле у субъектов есть резервы.
А на федеральном уровне что-то нужно менять?
Браверман: Нет законодательного определения кластера, а это ведь не просто вопрос терминологии, это вопрос о праве на федеральную поддержку. Новый институт развития малого и среднего предпринимательства, который будет создан, должен обязательно эту инициативу продвигать.
Много говорилось и об иностранном опыте. Будете его использовать?
Браверман: Безусловно. Пример технопарка "София Антиполис" рядом с Ниццей просто потрясающий. 15 лет назад была огромная свалка, а сегодня "София Антиполис" - это настоящий диверсифицированный кластер, который дает шесть миллиардов долларов дохода, это больше чем Канны и Ницца в сезон. Другой хороший пример - это кластеры Сингапура. Правда, простое калькирование не всегда дает желаемый результат, но самое лучшее, бесспорно, надо брать, и, надо сказать, что наши партнеры к этому открыты.