Но зачем Киеву, если тот действительно стремится к мирному соглашению с Донбассом, понадобилось дополнительно ставить под ружье десятки тысяч человек, большинство которых не имеют армейского опыта? Зачем президенту Петру Порошенко столько "пушечного мяса", если глава государства действительно проведет обещанную Минскими соглашениями конституционную реформу и предоставит особый статус и права юго-восточным регионам, что, наверняка, положит конец конфликту?
Ответ лежит на поверхности: в Киеве ведут свою игру, отлично сознавая, что вольная интерпретация договоренностей в Минске не устроит ни Донецкую, ни Луганскую республику. В этой связи процитирую пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который обратил внимание на недопустимые трактовки итогов "Минска-2" со стороны украинских "политтолкователей". "В минских соглашениях четко указана политическая реформа, указан особый статус отдельных регионов Донбасса и другие пункты. Все, что идет вразрез с этими достаточно однозначными формулировками, является ни чем иным, как намерением не соблюдать минские договоренности", - считает Песков.
Встреча "нормандской четверки" в Париже, о которой глава МИД России дипломатично высказался, что "она обошлась без сюрпризов", продемонстрировала нежелание ее европейских участников всерьез повлиять на Киев. Если проанализировать отраженные в итоговом коммюнике договоренности, то возникает стойкое "дежавю". Примерно о том же и в тех же выражениях "нормандская четверка" говорила и год, и полгода назад, когда ее участники призывали конфликтующие стороны к отводу танков и тяжелого вооружения, требовали не ограничивать доступ наблюдателям ОБСЕ и не чинить препятствий работе Международного комитета Красного креста. Точно так же "четверка" добивалась обмена пленными и временно задержанными лицами, "обращала внимание на необходимость политического диалога между Киевом и представителями некоторых зон в регионе Донецка и Луганска". Но с трудом начатый мирный процесс в последние месяцы затормозился, а потом и вовсе свернул на исходные рубежи годовой давности. Так что в Париже "нормандская четверка" призывала начать весь процесс урегулирования сызнова - с отвода тяжелых вооружений и обмена пленными. "Есть такое ощущение, что имеются силы, которые хотели бы мирный процесс подорвать. Я не буду называть адреса, но такие силы имеются. Многим по разным причинам предпочтителен военный, силовой сценарий. Многим хочется, чтобы ситуация не успокаивалась, а, наоборот, усугублялась", - прокомментировал итоги парижских дискуссий министр иностранных дел России Сергей Лавров.
В Киеве не скрывают причин, по которым президент Петр Порошенко переиначивает букву и дух Минских соглашений. Накануне очередной встречи трехсторонней контактной группы, которая во вторник состоялась в Минске с участием представителей Донецкой и Луганской республик, глава украинского государства наставлял своего представителя Леонида Кучму, что искать компромисс с руководством ДНР и ЛНР больше не стоит. Как объяснял Порошенко, предстоящее заседание "будет особым" в связи с решением Евросоюза продлить санкции против Москвы.
Это решение, по мнению Порошенко, якобы доказало, что Киев "неуклонно придерживается всех взятых на себя обязательств по Минским соглашениям". А значит, договариваться в рамках контактной группы с Донбассом больше неактуально…
Отраженные в итоговом коммюнике призывы "нормандской четверки" к урегулированию ситуации на юго-востоке Украины в Киеве воспринимают в качестве изрядно поднадоевшего политического фона, с которым президент Порошенко пока еще вынужден на словах считаться. Но на Украине внимательно следят, что говорят о России "старшие европейские товарищи". В этой связи приведу характерное высказывание министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен, отвечавшей на вопрос, как повлиять на Россию помимо переговоров и санкций. "С позиции силы можно лучше говорить с Москвой", - утверждала член кабинета Ангелы Меркель.
В Киеве не верят, что участники "нормандской четверки" Россия и Германия в принципе договорятся о принуждении Украины к выполнению Минских соглашений в полном объеме. А потому президент Порошенко проводит уже шестую волну мобилизации и закупает в Европе на американские деньги военную технику - искать компромисс с Донбассом он и дальше, похоже, склонен преимущественно с позиции силы.
Глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий, выступая перед журналистами в среду, прокомментировал ход выполнения Минских соглашений и итоги встречи контактной группы по Донбассу, которая во вторник прошла в Минске. В работе контактной группы впервые принял участие новый спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик. На переговорах также присутствовала и бывший представитель ОБСЕ Хайди Тальявини.
Признав факт того, что "минские переговоры идут тяжело, но продвигаются", Плотницкий, слова которого цитирует Луганский информационный центр, дал понять, что Киев не выполняет свои договоренности. "Киев делает все, чтобы не выполнять минские договоренности, лишь имитируя участие в переговорах", - заявил глава ЛНР. Отдельно он рассказал о том, что все те законы, которые принимаются в украинской столице, с представителями ЛНР не согласовываются, а, значит, следуя минским договоренностям, не имеют юридической силы. "Наше мнение не учитывается, а это результат того, что на самом деле ничего не делается", - добавил Плотницкий. По соглашению "Минск-2", помимо отвода вооружений и создания зоны безопасности, власти Украины обязались внести изменения в конституцию Украины, подразумевающие децентрализацию власти, и закрепить в законодательном порядке особый статус "отдельных районов Донецкой и Луганской областей". В свою очередь, комментируя ход минской встречи, представитель ЛНР на переговорах Владислав Дейнего заявил, что увидел "определенную положительную динамику" в работе контактной группы, однако, добавил, что в работе гуманитарной подгруппы "наблюдается даже определенный регресс". Совещанию, в котором приняли участие представители ЛНР и ДНР Владислав Дейнего и Денис Пушилин, экс-президент Украины Леонид Кучма и спецпредставитель РФ Азамат Кульмухаметов предшествовали заседания трех рабочих подгрупп: по политическим вопросам; по возвращению внутренне перемещенных лиц и беженцев; по социальным, гуманитарным и экономическим аспектам и вопросам реабилитации.