"Фуси": неуместный человек или кино по-исландски

Кино Исландии по своей стилистике и тональности резко отличается от традиций скандинавского кинематографа. И в России становится известно лишь узкому кругу зрителей, по большей части в силу их интереса к самой сказочной стране, затерявшейся среди льдин Атлантического океана, к ее чудесному языку и людям, много веков назад бросивших вызов обществу, здравому смыслу и силам природы, выбрав столь непригодный для жизни остров.  Поэтому вдвойне отрадно, что в насыщенной программе 37-ого ММКФ нашлось место новому творению одного из самых известных исландских режиссеров, Дагура Кари.
5.0

Удивительно, но государство с населением в триста двадцать тысяч человек явило миру мощнейшую литературную традицию. Язык, в силу изолированности Исландии и ее обитателей, претерпел минимальные изменения за последние десять столетий, оставаясь актуальной и неотъемлемой частью местного литературного пейзажа. Потребность облечь в слова свое мироощущение получила второй импульс во времена культурного возрождения. Его идеи особенно ярко выражены в произведениях лауреата Нобелевской премии по литературе Халлдора Кильяна Лакснесса. И многих других авторов.

На сегодняшний день Исландия - не только одна из самых "читающих" стран, но и из самых "пишущих", если судить по отношению выпушенных книг к численности населения. Ну а исландская книжная ярмарка, называемая "рождественским книжным потопом", неизменно радует публику новыми изданиями как собственно исландских, так и зарубежных авторов. Она подтверждает хорошо знакомую ценностную истину: книга - лучший подарок, причем и в самый главный праздник - Рождество.

Не сильно отстает от причудливого литературного мира и кино как световая картина (именно такой неологизм в исландском расшифровывает слово "фильм"), на которой любовно отображаются тончайшие переливы оттенков душевного состояния, пугающие затемнения человеческого разума и пятна судьбоносных событий. А трио самобытных, ни на кого не похожих режиссеров Исландии наших дней - Фридрика Тоура Фридрикссона, Бальтазара Кормакура и Дагура Кари - раз за разом рассказывают на удивительном шелестящем языке нечто неведомое, завораживающее и загадочное, проникающее в душу зрителя, минуя его разум. Сопродюсером нового фильма Дагура Кари "Фуси", отметим, стал Бальтазар Кормакур.

В прокате картина получила весьма неудачное название - "Гора невинности", но это, пожалуй, не повод для придирок. Сам фильм - своеобразное развитие темы маленького человека, ранее нашедшей воплощение в другом творении Кари - "Ной - белая ворона". Однако налицо несколько важных отличий.  В "Ное" речь шла о проблемах взаимодействия с обществом подростка, непохожего на остальных, в самых радикальных формах протестующего против действительности. Внутреннее одиночество, пренебрежение к себе и своему будущему находит страшное воплощение вовне - в беспощадности стихии ко всему человеческому без различия. В новой же ленте конфликт несколько иной. Главными помехами полноценной жизни становятся человеческие комплексы, навязанные пошлые стереотипы, убивающие все чистое и невинное, прозаичность человеческого существования, иссушающая однообразность устремлений людей, несмотря на вполне разнообразные внешние проявления жизненной активности.

Причем на первый взгляд может показаться, что комплексы, неумение жить полной жизнью и принимать действительность характерны именно для главного героя Фуси и его возлюбленной. Но по мере того, как мы знакомимся с "хозяевами жизни, убежденными жителями", причинами их поступков и последствиями их действий, "аутсайдеры" с их наивностью, детской душой, верой в сказку и умением обойти блеклую реальность, дорисовывая недостающее человеческое своими мыслями и увлечениями, начинают вызывать восхищение.

И вообще, что именно считать комплексами? Если ранее таковыми называли болезненные узы, мешающие душе человека полностью раскрыться и явить в нем все прекрасное, то в наши дни комплексами начинает именоваться все, на что испокон веков был наложен строгий запрет. Шедший изнутри стыд. Смешение этих двух противоположно заряженных начал вызывает у многих непонимание и гнев. Недавно Захар Прилепин в одном из своих эссе резко заметил: "Кто вам сказал, что человек имеющий комплексы хуже работает, чем человек без комплексов? Человек без комплексов может быть полный дурак, урод и бездарность, а глубоко закомплексованный человек - творить чудеса". Нашего киногероя жизнь проверяет на прочность. Вопрос - что он, в самом деле дурак и бездарность или же творец чудес?

Чистому человеку, который не хочет наполнять себя грязью жизни и сальными подтекстами, что то и дело чудятся окружающим в его искренних действиях, зачастую приходится полностью отрешиться от мира, поставить себя на место юродивого. Но даже это не всегда спасает его от давления. Общество не терпит тех, кто одним своим видом совершенно справедливо ставит их собственное существование им же в укор. Социум начинает мстить. А за что именно, объекту ненависти никогда не понять, не опустившись, не став одним из своих преследователей.

Но и самоизоляция - не выход, поскольку ограничивает существование. И Фуси, следуя кьеркегоровской максиме, совершает нечеловеческое усилие: "Идти вперед - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя; в самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя". Фуси идет вперед, ему страшно, ему стоит нечеловеческих усилий и жертв изменить свою повседневную жизнь,  сопряженную с бесконечным числом ритуалов. О жизни как таковой он знает мало и зачастую что-то очень неприглядное, сродни постоянному издевательству над ним на работе. Герой фильма - слишком цельная натура, чтобы воспринимать действия и мысли людей с оглядкой, поверхностно, постоянно проверяя их намерения. И это играет с ним злую шутку.

Фуси, впрочем, выше этого. Романтическая, донкихотская любовь превращает его в другого человека. Он растет душевно, воспаряет над собою прежним и даже крах того, что вызвало в его существовании подобные метаморфозы, уже не сможет его сломить. Он полюбил саму жизнь, возможность действовать сообразно своим желаниям. Совершая поступки, лишенные здравого смысла, Фуси не требует ничего взамен, и совершенное им добро становится его наградой. Тихо, тихо ползи, Фуси, дальше по жизни, вверх, до самых высот.