Лучшим педагогом инклюзивного образования стала Наталья Геннадьевна Колпашникова, учитель русского языка и литературы из города Ирбит Свердловской области. Лучшим инклюзивным детским садом признан сад N83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и отделение "Наш дом" школы N1206 Москвы. Победителем в номинации "Лучшая школа" стала школа N84 города Северска Томской области. Всего, кстати, в конкурсе приняли участие более 200 школ, где есть подобные программы.
Сегодня, по идее, любая школа или детский сад должны быть готовы к тому, что к ним придет ребенок с ограниченными физическими возможностями и иными образовательными потребностями. Но на деле к этому готовы, конечно, далеко не все учебные заведения. Правда, садов и школ, которые готовы работать с особенными детьми, становится с каждым годом больше, накапливается опыт и методики, совершенствуется законодательство.
В Москве такая работа давно и успешно ведется в центре образования N1447, где есть классы с инклюзией. По словам психологов и педагогов, сложнее всего работать с детьми-аутистами, а вот, к примеру, ученики с синдромом Дауна могут быть успешными и социализированными учениками и добиваться хороших результатов. Им труднее дается математика, а вот по гуманитарным дисциплинам проблем гораздо меньше.
Есть ряд важных вопросов, которые необходимо учитывать - как и где готовить кадры для инклюзии, как оплачивать труд педагога в таких классах, какие документы выдавать выпускникам, по каким программам учить и сколько лет? Требования федерального стандарта, который обязателен для всех остальных учеников им могут быть не под силу. А стандарта для инклюзии в школах пока нет.