Свердловские железнодорожники избавятся от порожняка

Железная дорога получила право по умолчанию списывать плату за простой вагонов со счетов перевозчиков или грузоотправителей. По мнению железнодорожников, это должно мотивировать операторов не гонять по рельсам порожняк и не перегружать инфраструктуру. Однако бизнес воспринял нововведения неоднозначно. Ряд экспертов назвал их миной замедленного действия.

Речь идет о поправках в федеральные законы "Устав железнодорожного транспорта РФ" и "О железнодорожном транспорте в РФ". В частности, в новой редакции второго закона фигурирует плата за нахождение подвижного состава на путях общего пользования. Она вносится за использование путей по истечении 24 часов с момента выгрузки в местах общего пользования либо 12 часов с момента подачи пустых вагонов на пути общего пользования. Кроме того, законодательно закреплены обязанности владельца по обеспечению уборки порожняка с железнодорожной инфраструктуры общего пользования.

- Сложившийся дисбаланс между количеством подвижного состава и объемами предъявляемых к перевозке грузов существенно осложняет эксплуатационную обстановку по всей российской сети и на Урале, в частности. Вагонов у собственников сегодня гораздо больше, чем необходимо для транспортировки всех товаров, которые производит промышленность. Это провоцирует встречное перемещение порожняка и простои, - прокомментировали в пресс-службе Свердловской железной дороги. - Несмотря на то, что СвЖД реализует комплекс технологических мер по оптимизации логистики и снижению нагрузки на инфраструктуру - в частности, увеличена маршрутизация перевозок основных сырьевых грузов, перевозки по графику осуществляются по 15 направлениям, активно внедряется технология вождения поездов-тяжеловесов (от 7 до 9 тысяч тонн), - кардинального улучшения ситуации не происходит. Чтобы устранить искусственный дефицит провозных мощностей, понадобились решительные действия на государственном уровне, а именно корректировка нормативно-правовой базы.

Интересно, что поправки в устав ОАО "РЖД" вступили в силу еще 1 апреля 2015 года, но реакции владельцев подвижного состава до сих пор не последовало. Первыми тревогу забили юристы.

- Думаю, перевозчики недооценили последствия нововведения. В силу инертности такой структуры, как железная дорога, новый механизм де-юре уже вступил в силу, однако де-факто информация не доведена до рядовых сотрудников и плату за простои на путях общего пользования еще не взимают. Полагаю, основной вал разбирательств начнется с 1 января 2016 года: к этому моменту будут перезаключены допсоглашения с операторами подвижного состава, в которые включат тарифы за простой. Поменять их смогут единицы. Остальным скажут: "А где вы были раньше?" - рассуждает руководитель консалтинговой компании Сергей Климанов.

Он сомневается, что безакцептное взимание платы за простой разгрузит пути, и прогнозирует иски со стороны грузоотправителей и операторов.

- Заказчик виноват в простое, если не подал заявку или допустил в ней нарушения, если у него сломалась цистерна и т.п. Но зачастую железной дороге просто невыгодно несколько раз гонять локомотив и транспортировать пустые вагоны партиями по 10-15 штук, а разгрузить одномоментно поезд-тяжеловес в 64 вагона невозможно физически. Если с владельцем подъездных путей еще можно договориться о бесплатном хранении подвижного состава в течение пяти суток, то с РЖД маловероятно, - говорит Сергей Климанов.

По его мнению, нововведения спровоцируют уход мелких компаний с рынка железнодорожных перевозок. Впрочем, этот тезис можно толковать двояко: с одной стороны, в отрасли грядет передел сфер влияния, с другой, она очистится от слабых игроков и спекулянтов, а также от тех, кто не готов оптимизировать свой бизнес. Всем остальным придется либо договариваться с собственниками подъездных путей, либо платить штрафы, либо избавляться от невостребованных вагонов.

Отметим, что у крупных операторов никакой паники по поводу корректировки устава РЖД не наблюдается.

- Ужесточение ответственности всех участников процесса приведет к изменению сетевой технологии перевозок, - считает директор Екатеринбургского филиала Первой грузовой компании Виталий Кущенко. - У ПГК как у федерального оператора с собственным круглосуточным диспетчерским аппаратом и разветвленной филиальной сетью есть все необходимые компетенции, которые позволят минимизировать риски грузоотправителей, включая риски штрафных обязательств за простой вагонов.

Кстати

Сегодня на долю СвЖД приходится 11,3 процента грузоперевозок в стране. Причем если в целом по сети объемы перевозок снизились, то на свердловской дороге увеличились: в 2014 году - на 4,6 процента, в первом квартале 2015-го - на два. По высокодоходным грузам показатель роста составил 15 процентов. Магистраль обслуживает почти 400 километров подъездных путей, ее услугами пользуются более 12 тысячпромышленных предприятий.