24.06.2015 20:21
    Поделиться

    Личные хозяйства Зауралья остались без коров

    Постановление правительства Курганской области об уменьшении размера субсидий из регионального бюджета на возмещение части затрат на производство и реализацию молока владельцам личных подсобных хозяйств (ЛПХ) было принято еще в феврале, но смысл его дошел до селян, похоже, только сейчас, когда наступила пора "большого молока" и пошел его массовый сбор.

    Посчитали - прослезились

    Первыми отреагировали жители Лебяжьевского района, когда им разъяснили, что теперь вместо трех тысяч рублей за тонну сданного молока им полагается всего две тысячи. Селяне посчитали, что при нынешней закупочной цене (10 рублей за литр) коров держать - себе в убыток. Некоторые стали избавляться от скота. Однако не все могут себе это позволить, потому что большинство сельских жителей живет исключительно за счет подсобного хозяйства, буренка для них - кормилица. Тридцать семей из села Лисье и деревни Островное обратились к районным и областным властям с просьбой увеличить господдержку.

    - В нашем селе живет предприниматель, который специально купил охладитель для сбора молока, - рассказали жители Лисьего. - Многие в расчете на это развели большое стадо, а сейчас, получается, всех коров под нож?

    В Лебяжьевской районной Думе земляков поддержали и направили от их имени ходатайство областным законодателям.

    - В 2014 году с личных подворий закуплено 813 тонн молока - 90,4 процента к уровню 2013 года. За 5 месяцев текущего года закуплено 80 тонн молока, что составляет 47,4 процента к показателю предыдущего года, - рассказал председатель районной Думы Александр Киселев. - Когда субсидия составляла три рубля за килограмм при сдаче более тонны, шло увеличение закупа молока. Жители стремились наращивать поголовье, надеясь на небольшой, но постоянный доход. Сейчас им невыгодно заниматься хозяйством. Молоко сдают в основном пенсионеры. Для них содержание даже двух коров затратно и непосильно, а реализовать свыше двух тонн молока от одной буренки нереально. Да и у тех, кто целенаправленно зарабатывает на производстве и реализации молока, дело стало нерентабельным.

    Кроме того, крестьяне жалуются, что до сих пор не получили субсидий за прошлый год. В Лебяжьевском районе в 2014-м людям начислили 1 632 тысячи рублей, а выплатили только 473 тысячи.

    Не стоит прятать бизнес

    В региональном департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности отметили, что селяне отнюдь не обделены вниманием государства. По данным ведомства, Курганская область - один из немногих субъектов РФ, где   поддержка в виде субсидий вообще существует. И она не такая уж и низкая: в Рязанской области, например, выплачивают тысячу рублей за тонну реализованного молока, в Чувашии и Оренбургской области - по 1,5 тысячи. Ставку в Курганской области рассчитывали, исходя из возможностей бюджета, поэтому нынче она оказалась ниже, чем в прошлом году.  Про долги в ведомстве помнят и обещают со всеми рассчитаться. Всего область за 2014 год задолжала владельцам подворий 21 миллион рублей. В бюджете 2015-го на господдержку ЛПХ предусмотрено 32 миллиона рублей, часть из этой суммы потратят на погашение долга.

    Вместе с тем, по мнению чиновников, многим ЛПХ пора бы уж поменять статус на крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ). Ведь некоторые неплохо устроились: держат целое стадо, получают субсидии, а налоги не платят. Например, в том же Лебяжьевском районе 27 процентов получателей субсидий держат на подворье более пяти коров. Это уже не средство выживания, а полноценный бизнес и его нужно оформить в соответствии с законом, убеждают в департаменте.

    Председатель комитета по аграрной политике и природным ресурсам Курганской областной Думы Владимир Остапенко считает целесообразным вообще изменить принцип господдержки личных подсобных хозяйств. Возможно, следует выплачивать субсидию как раз тем, кто сдает немного - например, по 500 килограммов молока. А тот, кто производит по 2-3 тонны, должен регистрировать юридическое лицо, платить налоги и пользоваться той господдержкой, которая существует для сельхозпроизводителей. Тем более что для таких хозяйств в регионе действуют специальные программы, например гранты на развитие семейной фермы. Популярна и поддержка начинающих фермеров. Так, в 2012-2014 годах гранты на развитие животноводства получили 72 человека, в том числе четверо из Лебяжьевского района.

    Цены разоряют

    Интересно, что сами грантополучатели не считают упомянутые меры эффективными. Как рассказал корреспонденту "РГ" сборщик молока из Лисьего Алексей Радионов, в 2009 году он получил грант - 300 тысяч рублей. На эти деньги купил два охладителя молока общим объемом 600 литров, стал собирать сырье у населения и сдавать заготовителям. Но сейчас его бизнес под угрозой.

    - Затраты растут, а прибыли практически никакой, - пояснил предприниматель. - Я сам держу коров и знаю, как молочко достается. Раньше кроме субсидий за молоко была еще господдержка на маточное поголовье. Допустим, я держал пять коров. Если сдал не менее 10 тонн молока на переработку, государство выплачивало примерно 4,5 тысячи рублей в год - помощь ощутимая. Был стимул работать, брать кредиты, развивать предприятие. Года два назад деньги на маточное поголовье выплачивать перестали, а тут еще и субсидии на молоко урезали. Не только у меня, у многих руки опустились. Люди бегут из деревни, потому что делать здесь нечего.

    Другой владелец ЛПХ из того же села Жулдубай Ахметов рассказал, что тоже строил большие планы развития агробизнеса. Как начинающий предприниматель также стал обладателем гранта в 120 тысяч рублей, купил сенозаготовительную технику, развел коров. Но вскоре понял: овчинка выделки не стоит. Цена литра дизтоплива - 33 рубля. Чтобы заготовить сено, надо 700-1000 литров на сезон. Прибавьте сюда еще затраты на содержание техники, закуп кормов. Где брать деньги на все это?

    - Мы не попрошайки, по большому счету нам не нужны субсидии, - говорит Ахметов. - Установите достойную цену на молоко, и мы сами справимся. Но сегодня себестоимость литра молока не ниже 25 рублей, а у нас его принимают по десять.

    Глава крестьянско-фермерского хозяйства из села Камышное Лебяжьевского района Алексей Хлестов считает, что переход крупных подворий в разряд КФХ проблему не решит: в малом бизнесе риски еще выше, чем в личных хозяйствах.

    - У меня было около двадцати дойных коров, сейчас ни одной, всех сдал на мясокомбинат, - говорит фермер. - Сначала поманили программами, субсидиями. Начинал тоже с гранта в 300 тысяч рублей, построил ферму, организовал КФХ. Заготовители сами приезжали ко мне за  молоком, все было отлажено. Но с каждым годом становилось хуже и хуже, год проработал в убыток, на этом все и закончилось. Сейчас занимаюсь растениеводством. А ведь когда-то в моем стаде было около 50 коров. Сейчас во всей деревне столько не наберется.

    Справка "РГ"

    По данным Курганстата, в минувшем году поголовье крупного рогатого скота на личных подворьях сократилось в Зауралье на 30 процентов. В Далматовском, Каргапольском, Шатровском районах утратили более половины стада, в Кетовском - треть. В Лебяжьевском районе в начале 2015 года  насчитывалось 1355 коров - на 16 процентов меньше, чем годом ранее.

    Поделиться