24.06.2015 20:40
    Поделиться

    На Урале мошенники выманили у пенсионерки 229 тысяч

    С первым летним теплом чуть погрузневшей ласточкой из девяностых прилетел в Екатеринбург бывший лидер группировки "Уралмаш" Александр Куковякин, десять лет загоравший вдали от родины на пляжах ОАЭ. Чтобы состоялось его свидание с правоохранительными органами, в одну упряжку дружно впряглись сотрудники Генеральной прокуратуры, МВД, ФСИН и Национального центрального бюро Интерпола России.

    А на следующий день пенсионерка из Нижнего Тагила Августа Афанасьевна Привалова (фамилия изменена по ее просьбе) отправилась в райотдел милиции, чтобы пожаловаться на мошенников, выманивших у нее двести двадцать девять тысяч (!) рублей. Обидчики Августы Афанасьевны обретаются не в каком-то там Абу-Даби, а в столице-матушке, тут и в Интерпол не ходи. Но, боюсь, ждать своих денег бывшей учительнице придется гораздо дольше, чем родине - блудного "уралмашевца".

    Все началось с того, что Августа Афанасьевна услышала по радио рекламу чудесного аппарата для лечения зрения. Радио традиционно пенсионерами уважаемое, потому как вроде бы "государственное", собеседник на том конце провода - внимательный, цена в 10 тысяч - кусачая, но ей объяснили, что государство за прибор доплачивает.

    В посылке прислали тощую упаковку лейкопластыря с инструкцией на китайском. Августа Афанасьевна, понятное дело, звонит в Москву - недоумевает. А ей в ответ кричат страшным голосом, что она сама мошенница, хотела чудо-прибор стоимостью 50 тысяч за десятку получить?! Так теперь с нее по суду взыщут, с пенсии вычтут! Но если доплатит еще 14 тысяч, то так и быть, простят и даже прибор вышлют. Доплатила. Прислали… банку витаминов. Но извинились и предложили, пока идет посылка с аппаратом, сделать бесплатную диагностику организма. Нужно лишь прислать в обычном почтовом конверте обрезок ногтя и соскоб из-за щеки. Послала. И если до сих пор все шло в традиционном русле обмана доверчивых стариков, то с этого места начинается шоу поистине инновационное. Итак, следите за руками!

    Позвонивший вскоре "профессор-офтальмолог" обрадовал: судя по ногтю, проблем с глазами у Августы Афанасьены нет. А стало быть, и прибор ей не нужен, черт с ним. Но есть и плохая новость, пусть Августа Афанасьевна не отходит от телефона, ей будут перезванивать. Другой врач сказала ошарашенной пациентке, что у нее редкое и страшное инфекционное заболевание, о котором они уже сообщили в свердловское областное министерство здравоохранения. Министр приказал ее немедленно госпитализировать, иначе мучительная смерть ждет вместе с ней половину населения Нижнего Тагила. Собирайтесь, скорая выезжает. В трубке слышна заполошная сирена.

    С перезвонившей якобы из министерства Нонной Николаевной испуганная женщина разговаривала уже едва живая от страха. "Замминистра" орала, что для Приваловой из Москвы срочно высылают барокамеру (где, разумеется, и лечатся все инфекционные заболевания), но в области нет пятисот тысяч, чтобы оплатить доставку. В общем, или пациентка находит деньги сама, или закончит жизнь в инфекционной больнице в мучительной агонии. И не надо врать, что нет денег! Мы уже выяснили, какие у вас есть средства, отследили ваши банковские операции! Августа Афанасьевна, только что обменявшая ставшую ей великоватой после смерти мужа "трешку" на однокомнатную с доплатой, напору противостоять не смогла и перевела на имя "докторов" 215 тысяч рублей - все, что у нее было.

    Наутро "замминистра" потребовала до вечера доплатить еще сто тысяч - мол, ампулы, присланные вместе с барокамерой, по дороге разбились, а без ампул эпидемия неизбежна. Привалова побежала по знакомым. И мир не без добрых людей: ей готовы были дать эти деньги, даже понимая, что она, скорее всего, никогда не сможет их вернуть. Дальше все просто: чей-то более молодой родственник, что называется, "погуглил" - и пожалуйста, та же самая история в поселке Краснообск Новосибирской области, незнакомым доброжелателям старушка переслала 153 тысячи. В полиции Августе Афанасьевне сообщили, что это и в Нижнем Тагиле уже не первый случай, даже имена "докторов" не меняются.

    А зачем их менять, если придуманная ими схема практически идеальна? Впору патент получать на сравнительно честный способ отъема денег у населения, о котором мечтал наивный романтик Ося Бендер. Да, в полиции заявления от пострадавших принимают. Потом выдают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела - в связи с отсутствием события преступления. Сами же денежки отдали, никто вам руки не выкручивал.

    Это, конечно, не тупик. Вот мнение члена Свердловской областной коллегии адвокатов Андрея Каспировича:

    - Августа Афанасьевна и другие пострадавшие от мошенников, получив отказ в полиции, могут защитить свои права в гражданско-правовом порядке, то есть обратиться в суд с иском о взыскании денег с той организации, которая их обманула. Но этот совет впору расценить как издевательство, потому что пожилые люди не имеют представления о местонахождении ответчика, ведь деньги аферисты требуют отправлять переводами. Кому именно и по какому адресу суд в таком случае должен отправлять повестку? Кроме того, можно обратиться в прокуратуру с жалобой на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если там этим делом захотят заниматься…

    А с какого боку тут Куковякин, спросите вы? Да просто пока старшее поколение "основоположников" новорусского криминала сидело, загорало, пряталось или трудилось депутатами, по проторенному ими пути пришло новое, цинизм и изобретательность которого приводят в оторопь даже тех, кто про лихие девяностые знает не по учебникам. Образованные, работящие, владеющие навыками психологической обработки, чтящие Уголовный кодекс со всеми его дырами и абсолютно бесстыжие - они не собираются ни сидеть, ни прятаться. Руки коротки у правосудия, прокуратура по горло занята мэтрами вроде Куковякина. А старики, бегая по полициям и судам, авось помрут от обиды и нервотрепки ко всеобщему удовлетворению.

    Курс немолодого бойца

    Ну почему, почему они так доверчивы?! Почему наши умные, много повидавшие родители очертя голову бросаются в многоходовые авантюры, даже не пытаясь посоветоваться хоть с кем-нибудь? Почему чужому человеку достаточно назвать их по имени-отчеству и внимательно выслушать про его болезни - и они поверят ему больше, чем близким?

    У Августы Афанасьевны много старых друзей, есть сын, внучка. Казалось бы, просто позвони, спроси? Загадка. Квартиру моей знакомой обворовывали уже дважды. Ее отец, участник войны, открывал двери "сотрудникам" домофонной службы или собеса.

    - Как же я им могу не открыть, - виновато объясняет он дочери. - Ведь люди к нам по делу пришли, им надо…

    Но все же, наверное, это не тот случай, когда утопающие должны обходиться своими силами. Государство, пользующееся в глазах стариков неограниченным кредитом доверия, должно хотя бы объяснить, в каких случаях оно не сможет помочь. Нужны статьи в газетах с описаниями способов отъема денег у населения, напоминающая об осторожности социальная реклама, брошюры или листовки с телефонами, по которым можно перезвонить и убедиться, к примеру, что горластая "Нонна Николаевна" не работает в областном минздраве.

    Комментарий

    Андрей Злоказов, министр социальной политики Свердловской области:

    - Мы считаем, что пожилых людей обязательно надо предупреждать о действиях мошенников, и социальные работники делают все от них зависящее. Наши сотрудники проводят инструктажи для своих подопечных, рассказывают им о возможных рисках. При социальных центрах уже три года работают школы пожилого возраста, где пенсионеры в том числе слушают лекции о безопасности жизнедеятельности. Ежегодно такой "спецкурс" проходят свыше восьми тысяч  свердловчан.

    Компетентно

    Дмитрий Дудник,  врач-психоаналитик, кандидат медицинских наук:

    -  В пожилом возрасте обостряются все особенности характера: подозрительный человек часто становится параноиком, а открытый, доверчивый доходит порой до абсурда. Теряется критичность мышления, не позволяя замечать очевидное. А с родными отношения зачастую непростые, много намешано и негативного, и позитивного, старики боятся насмешек, осуждения. К тому же мошенники - хорошие психологи. Они проявляют якобы искренний интерес, не жалеют времени на разговор, и этот "искренний" посыл считывается стариками. Пожилые люди остро ощущают дефицит внимания, признания и, принимая самостоятельные решения, восполняют его. Надо помнить, что родители живут в нас. И отказываясь от них, мы наносим ущерб и себе.

    Поделиться