Андрей Викторович, все-таки поджоги машин преднамеренные?
Андрей Заленский: Стопроцентно. Статистика страшная: каждую ночь до шести таких случаев, а раньше один-два в неделю. Горят, как правило, дорогие автомобили. Поначалу было предположение, что возгорание происходит из-за подключения нештатного оборудования - всевозможных электронных устройств, гаджетов, приводящих к замыканию сети автомобиля на стоянке, а потом - к пожару. Но с серьезными автомобилями такого не должно быть. Так что все-таки две трети случаев - поджоги. Для борьбы с ними при правительстве создана группа, в которую вошли представители всех заинтересованных служб, в том числе и мы.
Какова ваша версия?
Андрей Заленский: Одна из напрашивающихся - попытка загнать машины на платные стоянки. Сейчас, как вы видите, там есть места. Но даже владельцы очень дорогих автомобилей ради экономии паркуют их около домов. Хотя экономия, как видите, мнимая.
Напряженный для пригородов и сел пожароопасный период, связанный с палом травы, уже миновал?
Андрей Заленский: Да. Нельзя сказать, что он был очень сложным, просто начался немного раньше, чем обычно. Но опасные ситуации, разумеется, были. Однако сегодня у нас совсем иные силы и средства, нежели были в 2010 году, когда горели огромные площади лесов. Тогда мы оказались в критической ситуации, потому что несколько дней не велось авиационное патрулирование лесов, а космический мониторинг был не таким серьезным, как сейчас. Выводы сделаны, и сегодня силы и средства, возможности лесной охраны увеличились в несколько раз, в том числе по мониторингу. В Свердловской области создана система видеонаблюдения. Она состоит из 52 камер, установленных на сотовых вышках. В зависимости от рельефа местности каждая контролирует территорию радиусом 20-25 километров. Картинку с этой камеры могут увидеть как областной Центр управления в кризисных ситуациях, так и единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований. В 2010 году было три ЕДДС, сегодня - 73. За эти годы для лесной охраны закуплена современная техника, в том числе десять пожарных химических станций регионального значения. Вся техника находится на трейлерах, ее можно оперативно перекидывать туда, где в ней есть надобность.
В 2010 году у нас работало примерно 30 пожарных десантников, сегодня - около 150. Мы располагаем авиагруппировкой из 16 единиц техники: своей собственной и арендованной у других ведомств. Все вертолеты оснащены сливной техникой для тушения огня с воздуха. В этом году практически в первый день мы тушили процентов 90 пожаров. В общем, набрались опыта.
МЧС не устает повторять, что главная причина пожаров - человеческий фактор…
Андрей Заленский: Более чем в 80 процентах случаев.
Каким образом тут изменить ситуацию? С палом сухостоя, например?
Андрей Заленский: Я считаю, что у нас с малого возраста детей не обучают безопасной жизнедеятельности, необходимости поступать осознанно и ответственно. С другой стороны, живучи какие-то дремучие традиции, как с тем же весенним палом травы. Как донести до каждого, что от пала нет никакой пользы для растений, это просто лень наша и заблуждение! Мы хотим через ребенка достучаться до родителей. Своими силами, силами курсантов наших учебных заведений, активистов ВДПО, Россоюзспаса идем по школам, сейчас - по детским лагерям, проводим профилактические месячники, десятки других акций. Но очевидно: при всем нашем старании охватываем небольшой процент населения. Необходимо выйти на иной уровень профилактики, здесь нужны другие деньги. Мы требуем, чтобы в муниципалитетах появились штатные инструкторы пожарной профилактики. По области их 52. Для 94 муниципальных образований это мало, тем более что у кого-то пять инспекторов, а у кого-то - ни одного! Есть внештатные, их много, но, как правило, это бабули, дедули, которые по велению сердца идут по дворам, общаются с людьми. Но все равно они не профессионалы, им нужно помогать, направлять.
Или возьмем курс ОБЖ в школе. Есть учителя безынициативные - и нет никакого толка от курса. А там, где вкладывают душу, есть результат. Как в Кушве. Там мальчишка, которого преподаватель научил, что делать на пожаре, действовал очень грамотно: не стал открывать окна, чтобы не полыхнуло, смочил полотенце, чтобы не задохнуться, аккуратно через форточку вылез и принял двух младших братьев… Распахнул бы окно - все могли бы погибнуть. Таких случаев по десятку в год. Но так бывало и прежде. Чтобы кардинально изменить ситуацию, повторюсь, надо вкладывать очень существенные средства в профилактику, в работу с детьми и молодежью.
Многие предлагают просто ужесточать ответственность. За тот же поджог травы, за что-то еще…
Андрей Заленский: Ответственность за поджог ужесточена еще три года назад. Когда вводится особый противопожарный режим (сейчас он, кстати, действует в 37 муниципальных образованиях), штраф увеличивается вдвое - до 5 тысяч рублей. Для деревни это большая сумма. Статистика по выявлению поджигателей положительная, но доказать факт поджога очень сложно. Сейчас, правда, камеры, о которых мы с вами уже говорили, позволяют фиксировать номер автомобиля и помогают найти человека, который может быть причастен к пожару. А если рядом нет видеокамеры, как быть? На что тут надеяться? Штрафы штрафами, но нужно все-таки, чтобы человек не поступал безалаберно и тогда, когда знает, что за ним никто не наблюдает.
А как бы вы отнеслись к обязательному страхованию жилья?
Андрей Заленский: Очень актуальная идея. Уверен, что без этого кардинальных изменений в ситуации с пожарами в домах не будет. Посмотрите на сельскую улицу: есть люди, которые ухаживают за участком, а соседу до порядка нет никакого дела: бурьян стоит годами, участок захламлен настолько, что полыхнет от любой искры. Огонь перекидывается на усадьбу соседей, работящих, ответственных людей. За что они-то страдают? Страхование накладывает другую ответственность: юристы страховой компании попытаются выяснить причину пожара. Если это действия соседа - зацепятся за это. И на основании заключения нашей пожарной лаборатории призовут его к финансовой ответственности. Если появятся такие прецеденты, люди начнут думать. Вспомните ситуацию с ОСАГО. Говорили: это дорого! Зачем это вообще нужно?! А сегодня мы знаем, что ОСАГО спасает от крупных материальных потерь, гармонизирует отношения между людьми. Четыре года назад эксперты активно прорабатывали возможность введения обязательного страхования жилья, но идею не поддержали.
А почему?
Андрей Заленский: Многие субъекты Федерации не дали положительных отзывов. Видимо, пожалели людей. А получилось обратное: страдают и гибнут невинные - те, кто ничего не нарушает. Если бы по жилью все прокрутилось так же, как по ОСАГО, сегодня бы мы уже имели совершенно иную ситуацию, был бы механизм, работающий на порядок и безопасность.
Как сельчанам создать добровольную пожарную дружину? Им помогут с экипировкой, инструментами?
Андрей Заленский: Область ежегодно выделяет средства на оснащение добровольных пожарных дружин. Приобретаются не только экипировка, но и мотопомпы и прицепы для их перевозки: можно цеплять к любой машине. В общем, дружину обеспечивают необходимым минимумом оборудования, инструментов, чтобы она могла бороться с огнем до прибытия пожарных-профессионалов. Хотите создать дружину у себя в селе - объединяйтесь с такими же инициативными людьми и обращайтесь к главе сельского поселения. Хотите узнать больше - идите в общественные объединения добровольной пожарной охраны - они есть в каждом управленческом округе - или в местную пожарную часть. Информация о них есть на сайте Главного управления.